Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Информационный портал «Город Йошкар-Ола»

Информация об итогах социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» за 2007 год

Социально-экономическиеположение, отражающее положительные тенденции развития городской экономики в 2007 году,характеризуется следующими показателями:

  • Индекс промышленного производства составил 107,8% к 2006 г.;
  • Объем работ, выполненный по виду деятельности “строительство”, увеличился на 29,1% по сравнению с 2006 г.;
  • Индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях составил 102,1% к 2006 г.;
  • Перевозки грузов, выполненные автомобильным транспортом, увеличились на 5,1% по сравнению с 2006 г.;
  • Оборот розничной торговли выросна 20,1% по сравнению с 2006 г.;
  • Оборот общественного питания превысил результаты 2006 года на 24%;
  • Объем платных услуг населению вырос по сравнению с 2006 г. на 12,7% ;
  • Сальдированный финансовый результат в январе-ноябре 2007г. увеличился на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.;
  • Среднемесячная номинальная заработная плата по крупным и средним организациям за январь-ноябрь 2007г. превысиласоответствующий показатель 2006 г. на 25 %;
  • Число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, уменьшилось за 2007 год на 26,1%;
  • Численность несовершеннолетних преступников снизилась за 2006 год на 19,3%;

Отрицательные тенденции проявились по следующим позициям:

  • В сельскохозяйственных организациях за 2007 год сократилось производство молока на 3,7%;
  • Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2008 года увеличилась в 4,2 р. по сравнению с 1 января 2007 года.
  • Поголовье свиней в сельскохозяйственных организациях сократилось за 2007 год на 13,8%;
  • Перевозки пассажиров троллейбусным транспортом в 2007 году сократились на 1,3%;
  • Число дорожно-транспортных происшествий увеличилось за 2007 г. на 0,7%;
  • Число умерших превысило число родившихся в январе-ноябре 2007г. в 1,2 раза;
  • Увеличилось число хулиганств в 1,7 раза по сравнению с 2006 г.

Промышленность

В 2007 годув административном округе «Город Йошкар-Ола" сохранялись благоприятные условия, которые способствовали росту основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие города. Прошедший год порадовал динамикой роста объемовпромышленного производства, стабильной работой объектов розничной торговли и платных услуг,активизацией инвестиционного рынка и, как следствие,увеличением налоговых поступлений. Реализовывалась приоритетная задача, поставленная Правительством Республики Марий-Эл: рост доходов города и его горожан.

Основными направлениямироста производства на предприятиях города остается выпуск продукции, обеспечивающей платежеспособный спрос и стабильный финансовый результат от хозяйственной деятельности. В связи с этим ставка делалась на поддержание высокого качества выпускаемой продукции, пополнение ее номенклатуры с учетом запросов рынка, оптимальные сроки выполнения заказов, строгую договорную дисциплину, снижение затрат на производство и реализацию товаров, удержание существующих рынков сбыта и увеличение доли новых рынков.

Рост объемов в 2007 году обеспечивалсяза счет увеличения инвестиций в производство, а также роста производительности труда в налогообразуемых отраслях. Кроме того, свою стратегию предприятия ориентировали на бережливое производство, предполагающее переход к технологиям, которые значительно сокращают циклы изготовления изделий и объемы складских запасов. Все это высвобождало необходимые оборотные средства и позволяло перейти к ресурсосберегающим технологиям.

При всех положительных моментах отмечаются и отрицательные тенденции. На первый план выходит проблема текучести и нехватки квалифицированных кадров. Недостаточная укомплектованностьспециалистами вынуждает предприятия для выполнения заказов работать сверхурочно, а также в выходные и праздничные дни за двойную оплату. В связи с этим возрастает существенно себестоимость производимой продукции, снижается рентабельность производства, прибыль, а, следовательно, и налог на прибыль.Предприятия нуждаются в слесарях, операторах станков с ЧПУ, инженерах-оптиках, инженерах технологах, программистах,схемотехниках, ремонтниках и т. д.

Кроме того, на развитиипроизводства часто сказывается нехватка производственных площадей. Вновь закупаемое оборудование негде размещать.

Остаются актуальными: наличие на рынке сбыта жесткой ценовой конкуренции, недостаток денежных поступленийдля финансирования текущей деятельности по причине ежегодного повышения тарифов на электрическую энергию, газ, ГСМ, цен на другие материалы и услуги.

В целом по городуЙошкар-Олесложившаяся благоприятная ситуация способствовала стабильному росту товаров и услуг. Темп роста оборотов крупных и средних промышленных предприятий достиг за январь-декабрь 2007 года 24,6 % по сравнению с соответствующим периодом 2006 года, или в денежном выражении-33127 млн. руб. Доля города в общем обороте республики составила 45,8%.

Ситуация с отгрузкой в полноймере соответствовала изменениям в сфере производства. В целом возросла доля предприятий, отметивших увеличение объема отгруженной продукции и, наиболее заметно, на предприятиях по производству машин и оборудования, производству пищевых продуктов.

Объем отгруженной продукции (работ и услуг) промышленных производствкрупных и средних организаций за январь-декабрь 2007 годасоставил 10823,7 млн. руб. или 125,9 % к соответствующему уровню 2006года.

Значительно увеличили объем отгрузки к уровню 2006 г.: ОАО «Стройкерамика»,-150,1%,ООО НПФ «Геникс»-138 %, ООО КМФ «Маритал»-в 3,2 раза,ООО «ПтицефабрикаЙошкар-Олинская”-180,2 %, ЗАО СКБ «Хроматек»-123,5 %, ООО «Импульс»-144 %, ООО «Махаон»-128,3 %, ООО Фирма «Лестехком»-189 %,ООО «Гардиан «ДОЗ»-147 %,ЗАО «Портал»-142,3% , ООО «Объединение Родина»-145,4 %,ЗАО «Йошкар-Олинский комбинат хлебопродуктов»-184,7 %, ООО «Тиара»-154,3 %,МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1»-156 %, ООО «Технотех»-176,5 %, ООО «Фирма «Инструмент-Н»-151,5 %, ОАО «ЗПП»-132 %, ОАО «Контакт»-125,5 %.

В натуральном выражениив сравнении с итогами 2006 года выросло производство блоков крупных стеновых в 2 раза, приборов полупроводниковых на 33,9 %, пленок полимерных на 67 %, изделий из пластмасс на 28,9 %,бетонной смеси на 76,6 %, электрооборудованияавтотракторного, приборов, карбюраторов на34,5 %, синтетических моющих средств на 23,8 %,электромиксеров в 2,8 раза, насосов ручных и электрических в 8,3 раза.

Увеличился выпускпищевых продуктов: муки на 30,6 %,хлеба и хлебобулочных изделий на 35,8%, нежирной молочной продукции на 42,7 %, цельномолочной продукции в 3,8 раза, кондитерских изделий на 37,5 %, изделий колбасных-на 12,8%, полуфабрикатов мясных на 27,5 %.

Одновременноснизились объемы выпуска сыра, творога, мяса, пищевых животных жиров, сливочного масла, консервов, безалкогольных напитков.

В прошедшем годупроизводственные показатели многих предприятий отличалисьположительной динамикой. Ставка делалась на повышение эффективности производства и роста его объемов.

За январь-ноябрь 2007 года организациями городского округа “Город Йошкар-Ола” получен положительный сальдированный финансовый результат на сумму 858,2 млн. рублей. При этомрезультат формировался следующим образом: 165 организаций получили прибыль в размере 1428 млн. рублей, 48 организаций допустили убыток на сумму 569,8 млн. рублей. Удельный вес прибыльных организаций составил 77,5 % к общему количеству анализируемых предприятий столицы.

В администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в течение года принимались меры по улучшению состоянияфинансовых результатовпредприятий: регулярно проводились рабочие встречи с директорами и главными бухгалтерами организаций, допустившими убыток.Выявлялись причины ухудшения финансового состояния предприятий, разрабатывались мероприятия по выводу организаций на безубыточный уровень.

В результате по итогам 11 месяцев снижение доли убыточных предприятий составило 5,7 % к аналогичному периоду 2006 года.

Сохраняется достаточно напряженная ситуация, когда собственные долги организацийнамного превышают долги дебиторов. По состоянию на конец ноября 2007г. кредиторская задолженность предприятийна 3413 млн. рублей превысила дебиторскую, в том числе 48,9 %от нее составляет задолженность просроченная.

Сумма просроченных платежей в бюджеты всех уровней на конец ноября 2007г. составила 1332,5 млн. рублей, в том числе федеральному бюджету – 828,2 млн. рублей или 62,2% от общей суммы просроченных платежей в бюджеты всех уровней и в бюджет республики – 500,5 млн. рублей или 37,6%.

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на конец ноября 2007г. составила 828,6 млн. рублей, из нее просроченная 464,1 млн.

Сельское хозяйство

Индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях городского округа “Город Йошкар-Ола” в 2007 году составил 102,1%.

Сложная ситуация наблюдается в растениеводстве. Так в сельхозорганизациях впрошедшем году снизилось производство зерна на 54,1 %, картофеля на 35,8 %. Производство овощей составило лишь 2,3 % к уровню 2006 года.

Положительную динамику в сельхозорганизациях обеспечивает продукция животноводства. В целом мяса (скота и птицы на убой в живом весе) произведено в 2,3 раза больше, чем в 2006 году. Причем доля птицы в общем количестве произведенного мяса составляет 91,5 %. Свинины произведено к уровню 2006 года 132,5 %.

За 2007 год в сельскохозяйственных организациях от одной коровы надоено 5450 кг молока, что на 3,7% меньше 2006 года. Производство молока в целом увеличилось на 108,6 %.

Малый бизнес

По оценке на 1 января 2008 года на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»зарегистрировано 2716 малых предприятий и 7716 индивидуальных предпринимателей.

Средняя численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей) за 2007 год (по оценке) составила 24596 чел. и увеличиласьпо отношению к аналогичному периоду прошлого 2006 г. на 1 %. С учетом индивидуальных предпринимателей, общая численность занятых в малом бизнесе составила 32312 чел., или 21 % от занятых в экономике городского округа «Город Йошкар-Ола». В 2008 г. численность работающих на малых предприятиях составит 32944 человека, или увеличится на 2 %.

Среднемесячная заработная на малых предприятиях (по оценке) за 2007 г. составила 7866 рублей с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 42,8 %, и составляет 79%от среднемесячной заработной платы (9937 руб.) по городскому округу «Город Йошкар-Ола». В 2008 году заработная плата составит 11218,6 рублей, или с ростом на 42 %к уровню 2007 г.

Оборот малых предприятий за 2007 год (по оценке) составляет 25577,8 млн. руб., с ростом к аналогичному периоду 2006 г. на 25,7 %. В 2008 г. прогнозируетсяувеличение оборота малых предприятий к уровню 2007 г. на 9 %,в денежном выражении данный показатель составит 27811,6 млн. рублей.

По оценке, за 2007 г. малыми предприятиями на развитие экономики и социальной сферы направлено 1227,3 млн. руб. инвестиций, с ростом к аналогичному периоду 2006 г. на 55,6 %. Удельный вес инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций по городскому округу «Город Йошкар-Ола» за 2007 г. составляет 6,4 %. По прогнозу на 2008 г. объем инвестиций в малый бизнес возрастет к уровню 2007 г. на 20 % и составит 1472,8 млн. рублей.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» от субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную и вмененную системы налогообложения за 2007 г.составили 131,4 млн. руб., с ростом к аналогичному периоду 2006 года на 1 %. Удельный вес этих налогов в общем объеме поступивших налогов и сборов вбюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» составил 12%, рост ихпрогнозируется в 2008 г. до 167,5 млн. руб.

В 2007 году на развитие малого предпринимательства из бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» было выделено 200 тыс. руб., а с учетом привлеченных средств они составили 443 тыс. руб.

Потребительский рынок.

Обеспечение населения услугами торговли и общественного питания осуществляется через потребительский рынок города, на котором сохраняется динамичный рост по всем направлениям.

Прирост общего объема товарооборота оборотасоставил 20,1%(в денежном выражении -15281 млн. руб.). На город Йошкар-Олу приходится 58 % всего оборота розничной торговли республики.

Более 36%от розничного товарооборотаприходится накрупные и средние предприятия столицы. Индекс физического объема достиг в 2007 году уровня 134,5%. Удельный вес налоговых поступлений от отрасли «Торговля» в общем объеме налоговой системы составил 10,6 %.

В прошедшем году в столице вновь открыто 189 стационарных объектов торговли и общественного питания,427 объектов в виде бутиков на арендованных площадях в торговых центрах и комплексах. В результате прирост торговых площадей составил 19 тыс. кв. м., создано более 1,4 тыс. новых рабочих мест. Торговая сеть города обеспечивает бесперебойное обслуживание населения и представлена 4450 стационарными объектами торговли, 222 объектами мелкорозничной торговли, 5 рынками с количеством торговых мест 2300,с общей торговой площадью всех объектов торговли - 212,3 тыс. кв. м. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей города Йошкар-Олы составило 812, 8 кв.м. при нормативе 280 кв.м., что в 2,9 раза выше установленной нормы.

В 2007 году сохранялась тенденция опережения роста объема продаж в стационарной торговой сети. Объем продаж на рынках продолжает снижаться, их доля в общем объеме розничноготоварооборота составила 7,7 %(в 2006 году - 10,9 %).

Это объясняется, с одной стороны, насыщением магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен высокого качества, с другой -возрастанием неудовлетворенности населения качеством товаров и условиями их продажи на рынках. Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» часть рынков перешла в другие форматы, другая часть ликвидирована. Так, если на 01.01.2007 г. на территории города действовало 14 рынков, то на 01.01.2008 г.- 5.

В структуре оборота розничной торговли крупных и средних организаций удельный вес продовольственных товаров составил 45,3%, непродовольственных товаров – 54,7%.

В 2007 году на потребительском рынке крупными и средними организациями всех видов экономической деятельности городского округа реализовано алкогольных напитков и пива на 559,2 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 69,2% больше, чем за 2006 год. Удельный вес реализации алкогольных напитков и пива в обороте розничной торговли крупных и средних организаций составил 10,1%, в объеме продажи продовольственных товаров – 22,4%.

В 2007 году наблюдалось активное развитие торговых сетей разного формата, в ближайшее время эта тенденция сохранится. На территории города функционирует 58 торговых сетей, работающих в разных сегментах потребительского рынка. Это местные сетевые магазины «Наш», «Савария», «Радуга», «Кувшинка», «Птица» ЗАО «Марийское», «Старый Мастер»; сети федерального значения: «Магнит» (г. Краснодар), «Адидас» (г. Москва), «Л'Этуаль», «Иль де Ботэ» (г. Москва) и др. Торговые центры пополнились новыми объектами: «Майатул», «Березово», «Девяточка», «Альфа», «Радуга»,«Пушкинский» и др. Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения потребительского рынка и дает значительный положительный эффект. Повышается прозрачность торговых операций, выходтоварооборота из тени увеличивает налоговые поступления, внедряются современные технологии. Для местных производителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведенных товаров. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров. Благодаря строительству новых современных торговых центров, комплексов и реконструкции действующих предприятий на территории города сформировалась достаточно плотная, конкурентная система предоставления услуг розничной торговли. Возросла инвестиционная привлекательность в розничной торговле, объем вложенных инвестиций в развитие отрасли в 2007 году составил более 350 млн. рублей.

Формы обслуживания населения становятся все более разнообразными. Стали привычными сезонные распродажи товаров с применением системы скидок, продажа товаров в кредит, с доставкой на дом, продажа товаров со скидкой различным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам). На предприятиях проводятся подиумные показы моделей одежды, покупательские конференции, выставки-дегустации новых видов продукции.

Обеспечение населения услугами питания осуществляется через сеть предприятий общественного питания различных форматов.

Процессы формирования и развития рынка услуг питанияпо итогам 2007 года характеризуются как позитивные. По сравнению с прошлым годом в два раза возросли темпы ввода в эксплуатацию новых объектов питания (в 2007 году – 49 единиц, в 2006 году – 24 единицы) с общим количеством посадочных мест 1992 единицы, создано 560 новых рабочих мест. Наблюдалось улучшение структуры вновь открываемых объектов питания. Удельный вес предприятий таких форматов, как рестораны, бары, кофейни составил 51 % в общем количестве открывшихся объектов. Продолжает снижаться количество закусочных, их удельный вес в 2007 году составил 38,5 % (2006 год – 44 %).

В результате объем розничного оборота в общественном питании составил1243,0 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 24 %больше, чем в 2006 году.

В 2007 году на рынок услуг питания города пришли новые концептуальные предприятия. В их числе рестораны «Людовико Моро», «Парадиз», «Вкусомания», кафе Столица», «Синема»,«Тарелка», пиццерии«Милано», «Под Солнцем»,кофейни «Африка», «Фан Ти Кофф», «Империя вкуса», «Формула Кофе» и др. К примеру, в кафе «Тарелка» ООО «Наш», которое, став популярным с первых дней у многих групп населения (особенно у студентов, молодежи, семей с детьми), применена новая форма обслуживания «фри-фло». Средний чек этого предприятия составляет порядка 100-120 рублей. Солидным плюсом этой компании стало профессиональное обучение персонала непосредственно на месте. Следует отметить, что вновь открывшиеся предприятия питания серьезно работают над расширением ассортиментной матрицы, разработкой и внедрением новых блюд.

Несмотря на позитивную работу, в городе отсутствуют специализированные предприятия общественного питания, предприятия с национальной (марийской) кухней, детские кафе.

В секторе социально востребованныхуслуг питания большое внимание уделяется организации школьного питания. С февраля т.г.функционирует городская целевая программа «Школьное питание на 2007-2010 годы». В рамках данной программы осуществляется выделение компенсационных выплат на питаниекаждого учащегося 1-4 классов (5 рублей), учащихся, посещающих группу продленного дня, из семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума (13 рублей), и учащихся из семей, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей (15 рублей). Для обогащения рациона питания школьниковмикро - и макронутриентамииз бюджета города финансируется приобретение новыхвидов продуктов, обогащенных минеральными веществами (йодированный хлеб, соль, аскорбиновая кислота и др.).

Платные услуги в настоящее время являются одним из перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса в г.Йошкар-Оле.По социальной значимости сфера платных услуг занимает 2 место после торговли продовольственными товарами.

Объем платных услуг, оказанных населению городского округа, в 2007 году составил 6697 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,7% больше, чем в 2006 году.

В отрасли работает около 5 тысяч человек, 870 предприятий оказывают населению городского округа более 600 видов разнообразных платных услуг.

За период 2007 года открыто 116 новых объектов с предоставлением около 500 рабочих мест. Наибольшее увеличение в сетиполучили услуги парикмахерских и услугиоздоровительного характера.

Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола»проводится постоянная работа поформированию кадрового потенциала для службы быта совместно с профессиональными учебными заведениями: Йошкар-Олинским технологическимколледжем, техникумом сервисных технологий, а также с мастерами ведущих предприятийотрасли.

В целях сокращения потребительских рисков проводятся мониторинги услуг по ремонту сотовых телефонов, ремонту и изготовлению ювелирных изделий.

Особое внимание уделялось вопросу повышения заработной платы на всех предприятиях сферы быта, привлечению инвестиций на совершенствованиепредприятий, благоустройство и надлежащее состояние прилегающих к предприятиям территорий. За период 2007 годапредприятиями бытового обслуживания привлечено инвестиций в основной капитал 35 миллионов рублей.

Позитивныммоментом для улучшения финансово-экономическогоклимата предприятий являетсяприменение оптимальных корректирующихкоэффициентовбазовой доходности при расчете единого налога на вмененный доход в зависимости от вида деятельности. Величина коэффициентов устанавливается решением городского Собрания.

Большое внимание уделяется доступности услуг для малообеспеченных слоев населения. Так, более10 парикмахерскихг. Йошкар-Олы предоставляют постоянные скидки пенсионерам и инвалидам в размере 10-20%.Химчистка «Новинка» установила скидки на свои услуги до 50%.7 городских ателье предоставляют скидки на пошив и реставрацию школьной формы.

Администрация городского округа и в дальнейшем будет содействовать улучшению основных показателей финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов в сфере бытовых услуг: увеличению заработной платы, повышению технического уровня отрасли, укреплению репутации субъектов предпринимательствав сфере бытовых услуг, в том числе за счет участия в показах, профессиональных конкурсах, выставках.

Транспорт

Автотранспортом крупных и средних организаций городского округа “Город Йошкар-Ола” в 2007 году перевезено 2672,5 тыс. тонн грузов (105,1% к уровню 2006 года), коммерческим автотранспортом - 1007,6 тыс. тонн (110,5% к уровню 2006 года),

В 2007 году автобусами крупных и средних организацийво всех видах сообщения перевезено 29,2 млн. пассажиров (106,6% к уровню 2006 года), пассажирооборот увеличился на 3,1% и составил 411,3 млн. пассажиро-км. Из 638 тыс. рейсов маршрутных автобусов, предусмотренных расписанием, было выполнено 600 тыс. рейсов. Без нарушения расписания выполнено 560 тыс. рейсов. Регулярность движения автобусов составила 87,8%.

Троллейбусным транспортом в 2007 году перевезено 47,9 млн. пассажиров, что на 1,3% меньше, чем в 2006 году. Регулярность движения троллейбусов составила 98,4%.

На автомобильных дорогах и улицах городского округа “Город Йошкар-Ола” в 2007 году зарегистрировано 454 дорожно-транспортных происшествия (в 2006 году - 451 ДТП). В ДТП погибли 28 человек и 566 человек получили ранения различной степени тяжести (в 2006 году соответственно, 23 и 533 человека). С участием детей и подростков до 16 лет произошло 56 дорожно-транспортных происшествий, в которых были ранены 57 человек, (в 2006 году соответственно 50 и 51 человек). Вина водителей признана в 322 дорожно-транспортных происшествиях.

Инвестиции и строительство

Важнейшим фактором экономического роста является привлечение дополнительных инвестиций. Анализ их источников и динамики инвестиционных процессов в городе дает основание говорить о росте инвестиционной привлекательности Йошкар-Олы. За 2007г. на развитие экономики и социальной сферы города из всех источников финансирования было направлено около 9191,9 млн. рублей,прирост этого показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 37%.

Кроме того, за период январь – ноябрь 2007 года возрос на 43,2% (по сравнению с тем же периодом 2006 года) объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий, составив5,6 млрд. руб. В основном средства предприятий направляются на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию производственных процессов, приобретение нового технологического оборудования.

Основными источниками инвестирования остаются привлеченные средства. Их доля в отчётном периоде составила 77% общего объема инвестиций.

В прошедшем годув городе построены Дворец водных видов спорта, художественная школа при национальной Президентской школе –интернате № 1 для одаренных детей на 100 мест, национальная художественная галерея, лечебный корпус Республиканской психоневрологической больницы в с. Семеновка на 70 коек, государственный архив Республики Марий Эл, новая городская площадь, названная в честь царевококшайского воеводы Оболенского-Ноготкова, проведена реконструкция детсада под гимназию имени Сергия Радонежского на 250 мест. За счет бюджетных средств продолжалось строительство социально-значимых объектов: Марийского национального театра оперы и балета, онкологического корпуса Республиканской больницы, Воскресной школы, спортивного центра(закрытые теннисные корты), реконструкция стадиона «Дружба». Проведена реконструкция Ленинского проспекта на участке от ул. Эшпая до площади Ленина, улицы Успенской, продолжается реконструкция и строительство набережной реки Малая Кокшага.

Частными инвесторами на территории города реализуются такие крупные инвестиционные проекты как: мусоросортировочный комплекс ТБО, строительство минипивзавода, ресторана и продовольственного супермаркета, мультибрендовый дилерский автоцентр, комплекс обслуживания автомобилей, торгово-офисные комплексы.

За счет средств бюджета города в 2007 году продолжалосьстроительство жилого дома в м.р. Восточный, пристроя к школе № 15, реконструкция здания для размещения отделения восстановительного лечения. Ко Дню республики завершена реконструкция главной аллеи Парка культуры и отдыха и Мемориального комплекса у Вечного огня. Реконструирован фонтан на Юбилейной площади.Проведена реконструкция фасада здания администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Муниципальным предприятием «Водоканал» завершена реконструкция очистных сооружений водопровода – внедрена установка по производству гипохлорида натрия для обеззараживания воды мощностью 23,5 куб. м в сутки. Проложен водовод протяженностью 376 м по Ленинскому проспекту и канализационный коллектор протяженностью 144 м в с.Семеновка.

В 2007 году в городе проводилась реконструкция уличного освещения. Новые осветительные системы установлены на улицах Комсомольской, К.Маркса, Машиностроителей, Первомайской, Успенской, проспекте Гагарина, Ленинском проспекте. Работа по президентской программе «Свет» будет продолжена и в 2008 году. На эти цели выделяются бюджетные средства, а также привлекаются материальные ресурсы ряда предприятий и организаций.МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» установлено 237 опор уличного освещения и 622 светильника.

Объем работ организаций по виду деятельности «строительство» в 2007 году составил 4,57 млрд. руб., или129,1 % к уровню соответствующего периода прошлого года.

В настоящее время первоочередной задачей являетсяформирование рынка доступного жилья. Решение этой задачи осуществимос помощью развития ипотечного кредитования и увеличения объемов строительства.

Проводимая политика в жилищном строительстве способствует ежегодному увеличению ввода жилья. Площадь введенного жилья в городе Йошкар-Оле за 2007 год составила 102 тыс. кв. м., что на 3,4% больше по сравнению с2006 годом. Организациями-застройщиками построено 1312 квартир общей площадью 83 тыс. кв. метров.Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов, построенных организациями-застройщиками составила 18584,4 рубля.

Доля введенного жилья индивидуальными застройщиками составила 18,7 % от общей площади введенного жилья. Населением за свой счет и с помощью кредитов построен 101 индивидуальный дом общей площадью 19 тыс.кв. метров. Средняя площадь одного введенного индивидуального жилого дома составила 188,4 кв. метра.

Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» оказывает помощь гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в виде субсидирования банковской процентной ставки по кредитам на приобретение или строительство жилья. За период действия совместной со Сбербанком России программы с 2002 года улучшили свои жилищные условия 70 семей (в том числе за 2007 год – 11 семей). Из бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на субсидирование процентных ставок по жилищным кредитам за 2003-2007 годы выделено 3,25 млн. рублей (в том числе за 2007 год – 1 млн. руб.).Из числа семей, которым субсидируется процентная ставка по жилищным кредитам, 4 семьи - участники муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы».

Кроме того, за 2006-2007 годы 21 молодой семье города Йошкар-Олы выданы безвозмездные сертификаты на приобретение жилья, 18 из которых реализованы на общую сумму 5354,9 тыс. рублей.

Исполнение бюджета

По оперативным данным за 12 месяцев 2007 года на единый счет бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола»зачислено 1798,3 млн. рублей,что составило 101,4 % доходовот годовых плановых назначений и 116,6 % к соответствующему периоду прошлого года.Собственные доходы, поступившие в виде налогов, сборов и иных платежей составили1132,3 млн.руб с выполнениемна 102,7%годовых налоговых и неналоговых доходов, предусмотренных на год и 109,5% к уровню 2006 года. Поступления от других бюджетов бюджетной системы в виде дотаций, субсидий и субвенцийперечислены в сумме 665,9 млн.руб., что соответствует 99,3% от планируемой годовой суммы и 130,9% к уровню предыдущего года. Фактически за год доля доходов, формирующих «собственную» доходную базу муниципального бюджета составила 63%,в 2006 году- 67%, в 2005 году – 70,2%.

В 2007 году существенно возросли сборы по налогам на доходы физических лиц и на совокупный доход, на имущество, в том числе земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,штрафы и санкции, но снизились доходы от реализации имущества, находящегося в собственности городского округа.

Основную долю налоговых поступлений составили налоги на доходы физических лиц – 57,7%, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности-14%, налоги на совокупный доход –11,6%,доходы от продажи материальных и нематериальных активов –6,9%,, налоги на имущество – 3,6%.

Налоги на доходы физических лиц составили – 653,9 млн. рублей или 107,5% к плановому заданию года и на 206,1 млн.руб. большеуровня 2006 года.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 158,5 млн.руб., что соответствует 109,96% от годовых плановых назначений и на 121,5 млн.руб. большепредыдущего года.

Налоги на совокупный доходпоступили в сумме 131,4 млн.рублей, или 99,5% к плану, чтовыше уровня 2006 годана 0,6 млн. руб.

Поступило налогов на доходы от продажиматериальных инематериальных активов по реализации муниципальной собственности в сумме 78,4 млн. рублейили68,1% к плануи 31,4% кобъемам предыдущего года.

Налоги на имуществопревысили годовые плановые задания на 4,6 процентных пункта и составили 40,7 млн. руб.

Расходная часть исполнена в сумме 1805,4 млн. рублей или97,4 % кплану годаи 118,2 % куровнюпредыдущего года. По всем разделам бюджета расходы ниже плановыхпоказателей. При этом произведенные расходы выше уровня 2006 года: по жилищно-коммунальному хозяйству на 143,9 млн.руб., по образованию –на 77,9 млн.руб., общегосударственным вопросам –на 34,2 млн.руб., социальной политике –на 19,6 млн.руб., культуре – на 10,5 млн.руб., национальной безопасности – на 3,4 млн.руб. В связи с разделением полномочий расходы в здравоохранении снижены на 9,08 млн.руб., на 2,0 млн.руб. сокращены расходы в национальной экономике.

Плановый дефицит бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2007 год составляет 80 млн.руб. или 7,2% от собственной доходной базы бюджета, фактически дефицит бюджетасоставил 7,1 млн.руб. Источники финансирования дефицита бюджета за счет поступлений от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых находятся иные объекты недвижимого имущества, зачисляемые в бюджеты городских округов, акций и иных форм участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности иостатков средств бюджета.

Управление муниципальной собственностью

Доля поступлений от использования муниципального имущества в собственных доходах бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в 2007 году составила 22%. Ее снижениев 2006 и 2007 годах связано с уменьшением продажи муниципального имущества. Так, если в 2005 году от продажи поступило 274,5 млн. руб. или70 % от общих поступлений, то в 2007 году 90,9 млн. руб. или 37,5 % .

Бюджетное задание по поступлениям от использования и распоряжения муниципальной собственностью и земельными ресурсами за 2007 год выполнено на 96 %(249,5 млн. рублей /260,1 млн. рублей).

В прошедшем году в бюджет города поступило арендной платы за нежилые помещения в размере 51,4 млн. рублей при текущем бюджетном задании 47 млн. рублей. (109 %). Полнота сбора арендной платы по заключенным договорам аренды за 2006 год составила 97 %.

В целях пополнения доходной части городского бюджета, осуществляется приватизация имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола», включенного в прогнозный план приватизации имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2007 год.

Прогнозный план приватизации имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2007 год утвержден решением городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 26.12.2006 года № 345-IV в соответствии с Прогнозным планом в 2007 году(с учетом внесенных изменений) планировалось приватизировать 27 объектов недвижимого имущества, акции трёх открытых акционерных обществ и муниципальное унитарное предприятие "Рынок".

В 2007 годуприватизировано 16 объектов недвижимого имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола», общей площадью 2599,2 кв. м, на общую сумму 70595, тыс. рублей и акции открытого акционерного общества "Марстроймаркет" на сумму60,3 тыс. рублей. В среднем цена одного квадратного метра недвижимого имущества составила 29,45 тыс. рублей без учёта НДС (34,76 тыс. рублей с учётом НДС).

Доля поступлений от использования муниципального имущества в собственных доходах бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в 2007 году составила 22%.

По состоянию на 1 января 2008 года комитет по управлению имуществом перечислил в бюджет муниципального образования "Город Йошкар-Ола" денежные средства от приватизации в сумме 88 266,9 тыс. рублей.

Одиннадцать объектов недвижимого имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и пакет акций ОАО Банка "Йошкар-Ола" из Прогнозного плана на 2007 год остались не реализованными.

В 2008 году в бюджет города планируется поступление денежных средств в размере 41 000,0 тыс. рублей от продажи акций ОАО "Рынок" по результатам доверительного управления.

Тарифная политика

Ценовая и тарифная политика администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществлялась в 2007 году в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Республики Марий Эл и Уставом МО «Город Йошкар-Ола». Работа по формированию цен и тарифов в пределах переданных полномочий была направлена на достижения баланса интересов производителей и потребителей товаров, услуг и работ, стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности организаций жилищно-коммунальной инфраструктуры и обеспечение доступности для потребителей информации о формировании тарифов и цен.

В течение 2007 года проведено 7 заседаний комиссии по рассмотрению тарифов и нормативов, рассмотрено 17 вопросов, проверено 3 предприятия по вопросу правильности оплаты счетов за электроэнергию на освещение мест общего пользования.

В 2007 году рост платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по совокупности платежей, предусмотренных статьями 156 и 157 ЖК РФ, по городу Йошкар-Оле составил 114,6 %.

Уровень возмещения населением полной стоимости
жилищно-коммунальных услуг в прошедшем годуопределен в размере 90 %. Стандарт предельной стоимости оказания жилищно-коммунальных услугна 1 кв. м. общей площади жилья в среднем по МО «Город Йошкар-Ола» сложился в сумме 32,26 руб. за кв. м. (с учетом уровня возмещения населением указанных расходов -28,93 руб. за кв. м)

В 2007 годууровень оплаты населением услуг холодного водоснабжения и водоотведения в 2007 году сложился на уровне 79,3 %.Ликвидация перекрестного субсидирования по оплате населением услуг холодного водоснабжения и водоотведения в настоящее время невозможна вследствие утверждения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 г. в размере 119,0 %.

Последующая работа в области ценообразования будет направлена
на проведение сбалансированной тарифной политики на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», с учетом интересов производителей и потребителей услуг в рамках устанавливаемых Федеральной службой
по тарифам, индексов максимально возможного изменения тарифов
для предприятий жилищно-коммунального комплекса.

В 2006 году вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 г
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В целях исполнения данного закона утверждены постановлениями мэра города Йошкар-Олы муниципальные заказчики и уполномоченные ими
на размещение заказов получатели бюджетных средств, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, определены официальное печатное издание и официальный сайт в сети «Интернет»
для размещения информации о размещении заказов. Постановлением мэра города Йошкар-Олы от 23.03.2007г № 588 определены объемы заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на 2007 год.

В соответствии со ст.18 Федерального закона № 94-ФЗ ведется реестр муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и размещается на официальном сайте в сети «Интернет». В 2007 г. в реестр включено 1063 контракта по итогам размещения заказов. В сравнении с 2006 годомколичество заказов увеличилось на 34,2 %.

В 2007 году за счет средств бюджетагородского округа «Город Йошкар-Ола»проведены закупки на общую сумму 775,2 млн. руб. Размещение заказов путем проведения открытых конкурсов составило 59,8 % от общего объема закупок или 463,4 млн. руб.Общее количество процедур-292. Проведено 28 процедур открытого аукциона и 272 запроса котировок, в результате которых закуплено товаров, работ и услуг соответственно на 114,4 млн. руб. и 36,8 млн. руб. Экономия от проведения процедур закупки составила 38,4 млн. руб. или 4,9 % от фактически закупленной продукции в 2007 году.

В целях обеспечения единства экономического пространства
на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективности использования средств бюджета городского округа
«Город Йошкар-Ола», развития добросовестной конкуренции, а также обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов в 2008 г. будет продолжена работа по усилению контроля за соблюдением действующего законодательства по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Уровень жизни

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-ноябрь 2007г., по крупным и средним организациям городского округа “Город Йошкар-Ола” составила 9731,5 рубля (в среднем по республике за январь-ноябрь 2007г. – 8265,5 рубля) и увеличилась по сравнению с январем–ноябрем 2006г. на 25,8%.

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-ноябре 2007г. составила 119,3% к уровню января-ноября 2006г.

Темпы роста начисленной заработной платы в разрезе видов экономической деятельности выглядят следующим образом:

в отрасли обрабатывающие производства рост составил к уровню января-ноября 2006 года 24,9 %,в строительстве- 40,1 %, в сельском хозяйстве- 30,8 %, в транспорте и связи- 21,1 %, в финансовой деятельности-27,5 %, оптовой и розничной торговле- 24,6 %, образовании- 26,7 %,здравоохранении- 23 %.

В денежном выражении среднемесячные заработные платы по видам экономической деятельности отражены в графике.

В течение года в администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» проводились рабочие встречи с представителями предприятий и организаций - должниками по выплате заработной платы. Для увеличения налоговых поступленийв республиканскую и городскую казну на постоянном контроле по показателю «заработная плата» находились все крупные и средние предприятия города Йошкар-Олы. Для повышения эффективности работы в рабочую комиссию, курирующую этот вопрос, вошли представители Министерства экономического развития, промышленности и торговли, налоговых органов. Результатом совместнойработы стал стабильный рост оплаты труда. Практически все предприятия в течение года придерживались графика роста оплаты труда. Большинство из них шли с опережением, и годовых значений достигли уже к середине 2007 года. Соответственно увеличились отчисления подоходного налога.

По данным организаций городского округа “Город Йошкар-Ола”, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2008г., суммарная задолженность составила 7660 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2007г. на 5835 тыс. рублей (4,2 р.), по сравнению с 1 декабря 2007г. - на 187 тыс. рублей (2,5%).

По состоянию на 1 января 2008г. удельный вес задолженности по заработной плате городского округа “Город Йошкар-Ола” составил 79,7% в общей задолженности по республике (по состоянию на 1 декабря 2007г. – 71,7%).

Среди предприятий должников: ОАО «Биомашприбор» с суммой задолженности- 4407 тыс. руб. (57,5 %от общей суммы задолженности), ГУП РМЭ «Йошкар-Олинское ПАТП № 1»-1249 тыс. руб. ( 16,3 %), МУП «Йошкар-Оладорстрой» - 1808 тыс. руб. (23,6 %),ГУП С П Х«Мукш» 196 тыс.руб. (2,6 %).Причина задолженности на предприятиях - конкурсное производство и невозможность расплатиться по своим долгам.ОАО «Биомашприбор» является предприятием стратегического значения федерального уровня, ГУП РМЭ «Йошкар-Олинское ПАТП №1» - предприятие республиканской собственности, поэтому администрация городского округа не имеет возможности повлиять на снижение задолженности на данных предприятиях.

Занятость населения

Положение на рынке труда характеризуетсяосновными социально-экономическими факторами, такими какдинамика производства, уровнем инвестиционной активности, характером структурных преобразований, размером платежеспособного спроса, демографическими процессами.

В 2007 году в городском округе «Город Йошкар-Ола» основные макроэкономические показатели социально-экономического развития сохраняли положительную динамику: промышленность,торговля, сфера платных услуг, инвестиции в основной капитал имеют стабильные темпы роста, развивается жилищное строительство. Увеличение объемов производства во многих отраслях экономики и последовательно проводимые мероприятия по развитию социально-трудовой сферы в городском округе «Город Йошкар-Ола» оказали в целом позитивное воздействие на ситуацию в сфере занятости.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях (51,7%). Общее количество замещенных рабочих мест в них за 9 месяцев увеличилось на 0,9 тыс. человеки составило 80,8 тыс.человек, приняты на вновь введенные рабочие места, включая временного характера, 2688 человек, что в 2,4 раза превысило уровень предыдущего года. На текущий момент занято в экономике города 154725 человека.

По последним результатам обследования населения Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл по проблемам занятости численность экономически активного населения города Йошкар-Олы уменьшилась на 8717 человек и составила 164291 человек, численность занятого населения в экономике также сократилась почти на 9000 человек, а общая численность безработных, учитываемая по методологии МОТ, увеличилась и составила 9566 человек.

В 2007 году демографическая ситуация в городском округе складываласьнеблагоприятно для развития рынка труда. С уменьшением численности постоянного населения городского округа в отчетном году по причине естественной убыли населения (на 643 чел.) и ростом миграционного оттока (почти в 2,2 раза) вдругие регионы по разным причинам, в том числе и за более высокими доходами, снизилась численность населения в трудоспособном возрасте и лиц моложе трудоспособного возраста. По-прежнему сохраняется высокая дифференциация в заработной плате между видами экономической деятельности (в 3,4 раза). Предложение труда с низкой оплатойпревысило спрос на него почти в 1,4 раза. Сохранение малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест на предприятиях города, ориентация значительной части трудоспособного населения на рабочее место в государственном секторе экономики,ограничивает возможности службы занятости эффективно решать проблему трудоустройства незанятых граждан. Заявленная предприятиями и организациями потребность в вакантных рабочих местах не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Спросом пользовались в основном рабочие специальности, на их долю пришлось 84,2% всех вакансий, в то время как в числе безработных граждан 52,6% составляют граждане с высшим и средним профессиональным образованием, которые не изъявляют желания заниматься неквалифицированным трудом.

Структурные изменения в области занятости населения происходили путем перераспределения рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, из государственного сектора экономики в пользу негосударственного. Малый бизнес способствует смягчению социальных проблем, а также обеспечивает экономическую самостоятельность значительной части населения. Около 26% от числа занятых в экономике города работают на предприятиях малого бизнеса или являются индивидуальными предпринимателями.

За 9 месяцев 2007 года с предприятий и организаций города в связи с сокращением численности работников или штата и ликвидацией предприятий уволено 708 человек, что в 2 раза меньше уровня 2006 года.В январе-декабре истекшего года численность граждан, уволенных по этой причине и обратившихся в службу занятости, уменьшилась на 37,8%по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Рынок труда в течениегодапополнялся за счет граждан, уволенныхс предприятий по собственному желанию,по сокращению численности,выпускников учебных заведений, уволенных из Вооруженных сил, освобожденных из мест лишения свободы, механического притока населения в трудоспособном возрасте, лиц, длительное время(более года) не работающих.

В Центр занятостив январе-декабре 2007 г.в поисках работы обратилось 14847 человек, из них 9910 человек или 66,7% - незанятые трудовой деятельностью. Из числа обратившихся в поисках работы граждан4513 человек - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время.

В целом численность обратившихся в поисках работы гражданна 168 человек превысила уровень 2006 года. Снижение числапоставленных на

учет незанятых граждан на 1209 человек произошло, в значительной мере, в связи с ужесточением требований к оформлению документов для обращающихся в поисках работы граждан с введением Административного регламента по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске работы.

Услугами службы занятости в течение года было охвачено 24340 человек, в том числе трудоустроено 11084 человека,направлено на общественные работы- 417 человек, на летний труд 4406 подростков, на профессиональное обучение – 693 безработных.Болееполовины (78,4% от числа снятых с учета) состоявших на учете граждан направлены на активную политику занятости, тем самым сохранив у них трудовую мотивацию.

В течение года было признано безработными 4133 человека, что ниже уровня 2006 годана 1509 человек или на 26,7%.

На регистрируемом рынке труда городского округа «Город Йошкар-Ола» по состоянию на конец 2007 года и его начало произошли следующие позитивные изменения:

  • численность безработных граждан, официально зарегистрированных в службе занятости, уменьшилась с 2071 человека до 1531 человека;
  • уровень регистрируемой безработицы (определяемый как отношение численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, к численности экономически активного населения), снизился с 1,2% до 0,93%;
  • средняя продолжительность безработицы снизилась с 4,7 до 4,2 месяца, наиболее значительно среди молодежи – на 0,6 месяца;
  • доля безработных, состоящих на учете в службе занятости более 8 месяцев сократилась с 18% до 13,8%;
  • численность требуемых работников, заявленная предприятиями в органы службы занятости, выросла с 2019 человек до 2678 человек;
  • коэффициент напряженности сократился с 1,2 до 0,8 незанятых граждан на одно свободное рабочее место;
  • численность трудоустроенных возросла с9559до11084человек;
  • удельный вес трудоустройства обратившихся в поисках работы гражданвозрос с 53,3 до 64,3%;
  • доля лиц, трудоустроенных в 10-дневный срок, увеличилась с 37,3 до 40,1%;
  • доля снятых с учета безработных граждан, в связи с проведением активной политики занятости, возрослас 52,7 до 54,5%;

Численность безработных зарегистрированных на 01.01.2008 года по сравнению с соответствующим периодом прошлогогодасократилась в целом по городу Йошкар-Олена 540 человек или на 26,1 процента.

В январе-декабре истекшего года общее количество заявленных вакансий в службу занятости работодателямисоставило 19414 человек. На конец отчетного года численность требуемых работников в банке вакансий составила 2678 человек против 2019 человек на начало года.

В формировании банка вакансий в 2007 году участвовали 1034 организации городского округа, 75,2% из них относятся к него-сударственному сектору экономики. Наибольшее количество предприятий и организации, представивших сведения о наличии свободных рабочих мест в сфере торговли и общественного питания (26,1%), промышленности (19,5%),сфере здравоохранения, социального обеспечения, культуры, образования (21,2%), строительстве (8,6%).

В составе безработных сохраняется большая доля граждан, испытывающих трудности в поиске работы: женщин – 71,2%, молодежи -29,3%, инвалидов – 15,1%, имеющих длительный (более года) перерыв в работе – 16,9%. Существует определенная категория населения, которая периодически возвращаетсяс открытого рынка труда в службу занятости в поисках работы. Численность повторно обратившихся в Центр занятости населения составила более 40% от общего числа обратившихся.

Анализ профессионально-квалификационной структуры безработных и профессионального среза вакансий свидетельствует о дисбалансе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по профессиональному, половозрастному признакам, уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы.

Несоответствие ощущается и внутри профессиональных групп. Например, на начало 2008 года потребность в каменщиках превышает предложение в 30 раз, электрогазосварщиках – в 10 раз, плотниках – в 6 раз, поварах – в 5 раз, слесарях-сантехниках – в 6 раз, столярах – станочниках – в 26 раз. При большой потребности на учете по безработице не состояло ни одного водителя грузовых автомобилей, фрезеровщика, маляра, монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов.

В структуре спроса служащих преобладали вакансии медицинских работников (врачей, медсестер), страховых агентов.Растет потребность рынка труда в инженерах-конструкторах, технологах со знанием современных технологий и компьютерных программ, энергетиках, инженерах-электриках. В то же время менеджеров и бухгалтеров в 15 раз больше имеющихся вакансий, мастеров – в 3 раза, экспедиторов – в 4 раза, юристов – в 2 раза. На 1 вакансию экономиста претендуют 17 соискателей, 1 вакансию товароведа – 6 человек.

Образование

Отрасль «Образование» городского округа «ГородЙошкар-Ола» к концу2007 года была представлена 90 образовательными учреждениями, в том числе: - 52 дошкольными образовательными учреждениями на 418 групп по воспитанию 9770детей, из них ясельного возраста 1923 ребенка;

  • 29 общеобразовательными учреждениями (из них 4 гимназии и 1 лицей) с904 классамии 19374учащихся;
  • 8 учреждениямидополнительного образования по внешкольной работе с детьми на 600 групп для 8713 обучающихся.
  • 1 специализированной школой «Становление» для детей с девиантным поведением на 7 классов с 65 учащихся.

В 2007 году на 8 ед. возросло число дошкольных учреждений, открыты дополнительные группы в МДОУ №№15,24,38,76,84,число детей, посе-щающих ДОУ увеличилось на 441 ребенка. Выпуск в школу из муниципальных дошкольных учреждений составил 1912 детей, в течение года предоставлены места в детские садики2420 малышам.

В сети общеобразовательных школ проведена реорганизация вечерней школы №4 в формеслияния с вечерней (сменной) общеобразовательной школой №2, в связи с этим на конец года на 1 учреждение уменьшилось число общеобразовательных учреждений.В целом по общеобразовательным учреждениям продолжается снижение контингента учащихся, котороесоставило 1364 человека. Наполняемость классов в среднем по городу - 21 человек при нормативе 25.

По реализации приоритетных национальных проектов в 2007 году в отрасль «Образование» городского округавсего было направлено 27,8 млн.руб., в том числе из федерального бюджета -14,8 млн.руб, республиканского – 10,8 млн.руб, бюджета муниципального образования – 2,2 млн.руб. Из федерального бюджета профинансированы образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы и программы развития на сумму2 млн.руб., поощрены лучшие учителя - 600 тыс.руб., выплаты педагогическим работникам дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство -11,8 млн.руб., государственная поддержка талантливой молодежи – 390 тыс.руб.,вручены гранты Президента Российской Федерации 12 школьникам. Шесть образовательных школ города Йошкар-Олы (лицей № 11 им. Т.И.Александровой, гимназия №26 им. А.Мальро, школы №№ 2,9,19,27) приняли участие в российском конкурсе. Двум победителям конкурса – лицею №11 им. Т.И.Александровой и гимназии №26 им. А. Мальро перечислены по 1 млн.руб. на модернизацию материально-технической учебной базы.В конкурсном отборена поощрение лучших учителейРоссии премией Президента РФ приняли участие 42 педагога города Йошкар-Олы. Удостоены премиейпо 100 тыс. рублей6 педагогов: Тарасова Л.И.(шк. №11), Щеглова С.В. (лицей №11), Малеева Н.И. (лицей №11), Земскова Е.А.и Дружинина Н.Г.( гимназия №14), Царегородцева Н.Н. (шк. №30). Из республиканского бюджета на поощрение лучших учителей города выделено 400 тыс.руб.: поощрены четыре школы (№№ 2,9,19,27) ценными призами по 20 тыс.руб. каждая, руководители этих школ по 10 тыс.руб., а такжелицея №11, гимназии №26 по 15 тыс.руб., десять учителей –участников федерального конкурса по 10 тыс.руб. итридцать учителей по 5 тыс.руб.

Выплаты дополнительного ежемесячного вознаграждения педагоги-ческим работникам за классное руководство производились такжеиз республиканского бюджетав сумме 7,0 млн.рублей. Эти средства выплачены 942 учителям.

Изреспубликанского бюджета оплачены учебно-наглядные пособия, оборудование, мебель и оргтехникадля школ города на сумму 2,9 млн.рублей.

Государственная поддержка из муниципального бюджета на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, составила 2206 тыс.рублей : в том числе на текущийремонт школ, на обслуживание и ремонт автоматической пожарной сигнализации - 840 тыс. руб., огнезащитную обработку – 303.1 тыс.руб., на пожарную сигнализацию – 237,0 тыс.руб.

В декабре отчетного года вручены республиканские гранты в размере 480 тыс.руб., в том числе в виде государственной поддержки общеоб-разовательных учреждений победителямконкурсов гимназия №4, школа №21. Восемь лучших учителей города отмечены грантами по 30 тыс.руб.

Здравоохранение

Медицинская помощь населению города Йошкар-Олы оказывалась двенадцатью муниципальными учреждениями здравоохранения, а также медицинскими учреждениями республиканского подчинения.

В 2007 году достигнуты положительные результаты:

  • снизился показатель младенческой смертности
  • возросла рождаемость
  • отсутствует материнская смертность
  • увеличилось число врачей и укомплектованность ими
  • снизилась инвалидизация населения
  • увеличились число пролеченных больных и оборот койки в круглосуточном стационаре
  • повысилась зарплата медицинских работников и их мотивация к труду
  • усилилось материально-техническое оснащение медицинских учреждений

Вместе с тем, демографическая ситуация по г. Йошкар-Оле по-прежнему характеризуетсяпроцессом естественной убыли населения. За 2007 г. родились 2741 ребенка, что на 171 ребенка больше, чем в 2006 году; умерло 3384 человека илина 219 чел. меньше,чем в 2006г. Естественная убыль населения составила 643 человека против 1033 чел. в 2006г. На 1000 человек населения рождаемостьза2007 г. составила 9,99 , смертность – 12,34 , естественная убыль населения -2,34при показателях за 2006 год, соответственно:9,8; 13,7; -3,9. За отчетный год снизился показатель младенческой смертности: умерло 10 детей, в 2006 г.-11детей. Показатель на 1000 родившихся составил 3,59против 4,12 в 2006 году.

Возросли показатели заболеваемости населения: на 1000 чел. населения составили 920,9 случаев против 892,6 в 2006 г. В целом за отчетный периодзафиксированрост заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 8,5%, по числу календарных дней на 5,96%, а средняя продолжительность 1 случая составила12,29 дней.

В круглосуточном стационаре пролечилось 49,5 тыс.чел. и это больше на 2094 чел. предыдущего периода , годовой план койко-дней перевыполнен на 7,5%. Возросло число посещений врачей, включая посещения на дому, обращение к стоматологам. В среднем каждый житель города обращался за амбулаторно-поликлинической помощью 8,9 раз. Станцией скорой помощи выполнено 93,9 тыс. выездов, обслужено 94041 человек. На 1000 чел. населения число выездов составило 342,4 или на 9,3 меньше 2006 года. Стоимость вызова скорой помощи обходится бюджету в 565,89 руб., чтона 157,57 руб. выше, чем в 2006 году. В целом стоимость койко-дня в среднем по учреждениям здравоохранениясоставляет 645,98 руб.при затратах предыдущего года 553,79 руб.

На деятельность учреждений здравоохранения города за 2007 год направлено 688,2 млн.руб. с финансированием по двум источникам: средства ОМС - 299,2 млн.руб. и бюджетные средства – 263 млн.руб.при 100% исполнении годовых назначений, а также прочие поступления от оказания платных услуг – 97,7 млн.руб. В структуре доходов произошли следующие изменения:на 9% уменьшились поступления из бюджета, на 10% увеличились поступленияОМС, что связано с переходом на финансирование расходов по зарплате городских учреждений, работающих в системе ОМС за счет средств ОМС.В 2007 году, кроме городских поликлиник, зарабатывать средства на выплату зарплаты стали стационары городской больницы и медико-санитарной части №1, женские консультации перинатального центра. За счет введения единых групповых тарифов внесены некоторые корректировки по фонду оплаты труда по ОМС,повышены зарплаты с 1 сентября 2007 года на 15%. Фактические начисления зарплаты за 2007 год за счет двух источников финансирования составили290,8 млн.руб. или 102% от годовых назначений. Кроме того, дополнительно средства направлены на зарплату отпредпринимательской деятельностив размере 97,8 млн.руб. С начала года на осуществление денежных выплат по медицинскому персоналу первичного звена, ФАП и служб скорой помощи израсходовано41,6 млн.руб. избюджетов всех уровней. По итогам2007 года средняя зарплата на одного работника участковых врачей составила 15064 руб. с ростом 108,7%, соответственно, участковых медсестер -8800 руб.и 110,6%, врачей скорой помощи - 15204 руб. и 130,5%, среднего персоналаФАП - 9111 руб. и 140,2% и скорой помощи -10801 руб. и 146,3%. Более всего в 1,9 раза выросла зарплата акушеров–гинекологов подразделений родовспоможения- 21185 руб.

На 1 января 2007 года в Йошкар-Оле насчитывается 155 врачебных участков, в том числе 98 терапевтических, 57 педиатрических, где трудится 146 участковых врачей и 155 медсестер. Неукоплектованность на терапевтических участках составляет 8 врачей, на педиатрическом -1 врач. Согласно уточненному плану переподготовки кадров за счет федерального бюджета в 2007г. Казанским государственным медицинскимуниверситетомподготовлено29 участковыхврачей, из них 14 врачей-терапевтов и 15 врачей-педиатров.

Кадровая проблема остается актуальной, в целом по городу укомплектованность врачами равна 61,3% (2006г. – 59,7), несмотря на увеличение численности врачей на 10 человек. Наиболее низкая укомп-лектованность кадрами в ЛПМУЗ«Поликлиника №5» - 44,2%.

В здравоохранение городского округа «Город Йошкар-Ола»по приоритетным национальным проектам поступило избюджетов всех уровней 116,7 млн.руб.,израсходовано 107,6 млн.руб., включая внебюджет-ные средства.

Поступления из федерального бюджета составили 104,5 млн.руб., освоено – 95,4 млн.руб. Средства федерального бюджета направлены на ежемесячные денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена участковой службы, ФАП-ов и службы скорой медицинской помощи- 34,9 млн.руб.,на диспансеризацию работающих граждан бюджетной сферы – 9,5 млн.руб., медосмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями – 3,7 млн.руб., амбулаторно-поликлиническую помощь работающим гражданам и неработающим пенсионерам – 4,8 млн.руб., родовые сертификаты и медицинскую помощь женщинам по беременности и родам42,4 млн.руб.

Изреспубликанского бюджета перечислено 1769,4 тыс.руб. на доплаты водителям службы скорой помощи.

Из бюджета муниципального образования профинансированы мероприятия на оплату отпускных и больничных листов врачам и медсестрам участковойслужбы, скорой медицинской помощи и ФАП – 2,2 млн.руб.,иммунизацию населения по профилактическим прививкам– 21 тыс.руб., а также ремонт помещений лечебных учреждений для установки диагностического оборудования – 2,4 млн.рублей, регистрацию и автострахование поступившего транспорта – 62,5 тыс.руб. Ремонт помещений произведен в городской больнице для установки маммографа и рентгенаппарата на 829,8 тыс.руб.,детской больнице - рентгенаппарата на 681,2 тыс.руб., МСЧ №1 – флюорографа на 224,3 тыс.руб., поликлинике №1- флюорографа на 255,4 тыс.руб., поликлинике №4 – флюорографана 463,6 тыс.руб. Из внебюджетных источников (доходы от платных услуг лечебных учреждений) дополнительно на подготовку помещений для размещения оборудования былоизрасходовано 126 тыс.рублей.

Республиканский Фонд обязательного медицинского страхования в рамках приоритетного национального проекта перечислил на выплаты отпускных и больничных листов медперсоналу участковой службы4,4 млн.руб., на приобретение расходных материалов для оборудования 1,1 млн.рублей.

Кроме софинансирования, целевым назначением и общей стоимостью 55,1 млн.рублей поставлено 64 ед. лечебно-диагностического оборудования и 15 санитарных автомобилей, в том числе 12 ультрозвуковых диагностических установок, 5 автоматических комплектов лабораторного оборудования, 3 цифровых малодозовых флюорографа, 3 цистоуретероскопа, 8 фиброгастродуаденоскопа, 7 электрокардиографа, 1 маммограф, 2 рентгенустановки, 8 кольпоскопов и пр. Оборудование и санитарные машины поставлены в соответствии с постановлением Правительства РФ № 380 от 18.06.2007г.с передачей в собственность субъекта РФ дляпоследующей передачи в собственность муниципального образования по организации амбулаторно-поликлинической помощи в медицинских учреждениях.

На подготовку и переподготовку кадровиз внебюджетных источников (доходы от платных медицинских услуг)израсходовано 39,6 тыс.рублей.

Во исполнение постановления Главного Государственного санитарного врача РФпо дополнительной иммунизации населения в 2007 году планировалось привить : против гепатита В – 48376 чел., полиомиелита – 120 детей, краснухи – 10245 чел., гриппа – 46586 чел. в выполнением плана соответственно, 95%, 100%, 100%, 99,97%.

Социальная зашита населения

Социальная защита населения городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2007 году - реализация обязательств федерального и республиканского уровней по сохранению основных гарантий, обеспечивающих социальную защиту ветеранов и инвалидов, семей с детьми и одиноких престарелых, их социальное обслуживание.

За 2007 год регистр лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по Федеральным Законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС» насчитывает более 35,2 тысячи человек, а лиц, имеющих право на меры социальной поддержки согласно Закону Республики Марий Эл от 02.12.2004г. № 50-3 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан вРеспублике Марий Эл» - 19776 человек.

По состоянию на 01.01.2008 годакатегория лиц -18953 человека –ветераны труда, труженики тыла, лица, пострадавшие от политических репрессий1-получают ежемесячную денежную выплату 180 руб., всего на сумму 41665,7тыс.руб. За эту категорию граждан оплачены льготные лекарства медицинским учреждениям на200 тыс. рублей, произведены возмещения на личные счета граждан 100 % расходов по изготовлению и ремонту зубных протезов на 5166,9 тыс.руб. , 347,8тыс. рублей на оплату расходов за пользование коллективной антенной, 149,1 тыс.руб. за междугородний проезд и установку телефона.

За 2007 год было перечисленоиз федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг предприятиям135454,7 тыс.руб., из республиканского бюджета производилось возмещение расходов в размере 50% по оплате занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг на 45639,7 тыс.руб. ветеранам труда и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

Ветеранам труда перечислены на лицевые счета компенсации в размере 50 % расходов на абонентную плату за телефон ина оплату за пользование радио18059,1 тыс. руб.

Производилось возмещение затрат организациям, предоставившим льготы семьям, имеющим 4 и более несовершеннолетних детей на оплату жилищно-коммунальных услуг, эта льготу получили 380 человек на сумму 192467,09рублей.

Выплата компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих составила 1275,2 тыс.руб. 317 гражданам.

За 2007 год выплачено 10475 получателямежемесячных детских пособийи семьям имеющих доход ниже прожиточного минимума пособий на 16,9 млн. рублей.

Единовременное пособие при рождении ребенка родителям, которые не работают, не учатся и не служат выплачено 375 получателям на сумму3,0млн.руб.

Сумма выплаченного ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, котороеназначается матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, и в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и т. д., составила599,2 тыс. рублей36 человекам.

С начала года назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам получили1626 человекна общую сумму24,0 млн.рублей.

Компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях начислили в сумме 9,9 млн. руб.8230 получателям.

За предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг одиноким пенсионерам и инвалидам, многодетным семьям, семьям, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума,обратилось 33432 семьи. За этот период начислена и выплачена субсидия 10 965 семьям на сумму более 31 млн. рублей.

Всего по управлению социальной защиты населения количество обратившихся за назначением и выплатой пособий и компенсаций на конец отчетного периода составило 159,1 тыс. чел.

Повышенное внимание уделялось в истекшем году организации отдыха и оздоровления детей из социально незащищенных семей, выдано 288 путевок влагеря, санаториии центры для отдыха и восстановления здоровья.

Социальная помощь оказана адресно 9521 малоимущим семьям, состоящим на учете, на сумму 1301, 6 тыс. рублей. Материальную помощь на сумму 277,7 тыс.руб. получили 2767 чел. из малообеспеченных семей., а всего нуждающихсяв помощи 5124 семьи, в которых 7206 детей.

Не оставлены без внимания престарелые люди. Обслуживание на дому оказывалось 527 чел. Большой популярностью среди граждан пожилого возраста пользовалось отделение дневного пребывания «Ветеран», где за текущий период отдохнуло 601 человек,11 смен.

Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов оказано помощи 6768 человекам на сумму 1161,6 тыс. руб. Всего центром обслужено за год 46 962 человека. Нуждается в помощи 17600 семей.

Всемеры социальной поддержки, предусмотренные Федеральными Законами и Законами Республики Марий Эл, гражданам, имеющим на это право, предоставлены в полном объеме.

Культура

Для обеспечения жителей городского округа «Город Йошкар-Ола»условиямидля организации досуга и массового отдыха,услугами для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов, с использованием и популяризациейобъектов культурного наследия, библиотечного обслуживания населения и музейного дела, получения дополнительного образованияпризванасеть пятикультурно-досуговых учреждений управления культуры,которуюсоставляет– ОКЦ,Дворец культуры им. ХХХ-я Победы и Дворец культуры им.В.И.Ленина,Семеновский сельский дом культуры,автоклуб.Также в ведении управления культуры находятся: музей истории города Йошкар-Олы, ЦПКиО им.ХХХ-летия ВЛКСМ, Централизованная библиотечная система с 17 филиалами, 6 детских школ искусств и 2 художественные школы.

Итоги работы за 2007 год учреждений культуры:

Учр

культуры

Клубные формирования

Колективы худ.

самодеятель-ности

Любительские объединения

В т.ч. детские

Кол-во

участники

Кол-во

участники

Кол-во

участники

Кол-во

Участ-ники

ОКЦ

5

105

3

77

-

-

-

-

ДК 30-лет Победы

36

1102

17

584

       

ДК им. Ленина

45

1131

19

553

       

Семеновский ДК

5

100

2

82

       

Итого по КДУ:

91

2438

61

1081

24

1225

8

677

ЦПКиО

7

232

5

50

2

71

1

17

ЦБС

9

146

   

9

146

4

56

Музей

6

188

   

6

188

2

49

ДШИ

               

ВСЕГО:

113

3004

66

1131

41

1630

15

799

Вкультурно-досуговых учрежденияхуправления культуры действует 91клубное формированиесколичеством участников в них2438 человек,что в сравнении с 2006 годом на477 чел. меньше, из них детские составляют 41 ед. с числом участников в них 1296 человек.

На однокультурно-досуговое учреждениеприходится 22 клубных формированиясо средней численностьюодного коллектива - 26чел. и 15 коллективов художественной самодеятельностисо средней численностью17человек на коллектив.

Количество коллективов художественной самодеятельности в последние годы остается относительно стабильным. В культурно-досуговых учрежденияхорганизовано и действует61 коллектив художественной самодеятельности, где занимаются 1081 чел., из которых 33 детские с ростом численности занимающихсяна 70 детей.

Достаточно успешным был 2007год для творческих коллективов в республиканских конкурсах. ДипломантомIII степени в номинации «Лучшая сценическая обработка устного народного творчества» в республиканском фестивале-конкурсенародных сказителей «Предание старины глубокой»стал «образцовый» театр игр и забав «Фантики Бантики» ДК им. ХХХ-я Победы.

В фестивале молодёжных фольклорных коллективовпрограмму «Вечерка» представил фольклорный ансамбль «Карагод» МарГУ. Участники завоевали Диплом III степени в номинации «Лучший фольклорный ансамбль».

В 2007г.Музеем истории города Йошкар-Олы было организовано 30 выставок. Заотчетный период музейпосетило 23771 чел.,втом числе13004 чел. -школьники и студенты. Сотрудниками музея проведено 441 экскурсия, 63 массовых мероприятия.

Плодотворной была и работа муниципальных учреждений искусства,музыкальных школ города. Всего на конкурсах различных уровней наши учащиеся музыкальных школ города заняли 154 места. Контингент учащихся на 1.01.08г. составляет 2001 чел. , это означает, что примерно каждый 8-ой учащийся занял призовое место на каком-либо конкурсе, показываяхороший показатель профессионального мастерства наших преподавателей.

Основными задачами социально-экономического развития городского округа на 2008 год будут являться развитие реального сектора экономики, снижение числа убыточных предприятий, повышение уровня доходов населения, повышение эффективности использования муниципальной собственности.

Начальник отдела экономики администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» С.С.Якимович

Дата изменения: 15.01.2024