Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Информационный портал «Город Йошкар-Ола»

И Н Ф О Р М А Ц И Я об итогах социально-экономического развития муниципального образования «Город Йошкар-Ола» за I полугодие 2005 года

В течение 1 полугодия 2005 года в городе продолжился рост важнейших макроэкономических показателей. Основными позитивными итогами являются: рост оборота организаций, розничного товарооборота, объема оказываемых платных услуг и устойчивое повышение  уровня жизни населения.

Промышленность

Оборот крупных и средних организаций города Йошкар-Олы за январь-июнь 2005 года составил 10012,9 млн. рублей и увеличился на 20,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.       В обороте крупных и средних организаций республики доля города Йошкар-Олы составила 53%.
 


В I полугодии текущего года значительно увеличился оборот организаций следующих видов экономической  деятельности: лесное хозяйство; производство пищевых продуктов, включая напитки; текстильное и швейное производство; обработка древесины и производство изделий из дерева; производство машин и оборудования; производство и распределение электроэнергии, газа и воды, розничная торговля; транспорт и связь; операции с недвижимым имуществом; здравоохранение и предоставление социальных услуг. Однако, по обороту крупных и средних организаций на душу населения среди городов-центров ПФО город Йошкар-Ола занимает последнее место (30,5 тыс.руб.)

 

К положительной тенденции следует отнести рост индекса физического объема по выпуску товаров и услуг собственного производства по основным налогообразующим предприятиям. Выпуск товаров и услуг собственного производства по этой группе составил в сопоставимых ценах 125,2% к уровню 1 полугодия 2004 г.
Среди предприятий, обеспечивших существенный рост выпуска товаров и услуг собственного производства  по сравнению с январем-июнем 2004 года в сопоставимых ценах, можно назвать ООО ПКФ «ДОЗ», ООО Фирма «ДОЗ», ОАО «Торгтехника», Марийский полиграфкомбинат, ОАО «Йошкар-Олинский МЗК», ОАО «НП КСМ», ГУП «Фирма Сувенир», ОАО «Стройкерамика», ГУПЭП РМЭ «Маркоммунэнерго», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ЗАО СКБ «Хроматэк», ООО «Фирма Геникс», ООО «Объединение Родина», ООО Фирма «Инструмент-Н», ООО «Гласстрейд», ООО «Хлебозавод № 1», ОАО «Марийский завод силикатного кирпича».
В натуральном выражении по сравнению с январем-июнем 2004 года увеличился выпуск материалов строительных нерудных (на 10,3%), плодоовощных консервов (на 13,2%), нежирной молочной продукции (на 17,5%), безалкогольных напитков(на 76,5%), воды минеральной (на 24,7%), моющих средств (на 40%), моточных изделий (на 19,9%), холодильного оборудования (на 29,7%), электромиксеров (в 2 раза). Также увеличилось производство электроэнергии, вывозка древесины, производство бутылок, кондитерских и колбасных изделий, мясных консервов, масла животного.
Однако план-прогноз по выпуску товаров и услуг собственного производства по основным налогообразующим предприятиям за 1 полугодие 2005 года выполнен на 91,5 %, что объясняется снижением темпов роста выпуска товаров и услуг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года по ряду налогообразующих предприятий. Значительное сокращение выпуска товаров и услуг собственного производства было допущено следующими предприятиями: ЗАО «Март», ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика», ОАО «Марийскмолпром», ОАО «Йошкар-Олинское УПП ВОС», ОАО «КСМ», ОАО «Фармстандарт-Марбиофарм», ОАО «ММЗ», ОАО завод «Новатор», ООО Фирма «Вигон», ООО «Маритекс» и др. Сократилось производство мяса, включая субпродукты 1 категории, жиров животных пищевых, рыбной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий, пиломатериалов, витаминов, полимерных пленок, линолеума, конструкций и изделий сборных железобетонных, бетонной смеси, строительного раствора, трикотажных изделий, обуви кожаной.
Крупными и средними предприятиями города за январь-июнь 2005 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по хозяйственным видам экономической деятельности на сумму 6723,0 млн. рублей, что на 15,9% выше уровня соответствующего периода прошлого года.
План-прогноз по фонду оплаты труда за январь-май выполнен на 102,1%.
Одним из резервов увеличения производства и создания новых рабочих мест является развитие малого предпринимательства. Усилия органов местного самоуправления направлены на расширение возможностей для бизнеса, упрощение административных процедур, создание конкурентных условий.
  В Йошкар-Оле принята муниципальная программа поддержки и развития предпринимательства на 2003-2005 годы. В 2005 году предусмотрено финансирование Программы в сумме 200 тыс.рублей, однако на сегодняшний день финансирование не начато.

Строительство

Жилищное строительство. На территории города в I полугодии 2005 года предприятиями и организациями всех форм собственности и  населением построено 359 новых квартир общей площадью 25 тыс. кв. метров, что на  1,5% меньше соответствующего  периода прошлого года. За счет средств федерального бюджета введено 2,2 тыс. кв. метров жилья, за счет средств республиканского бюджета – 1,6 тыс. кв.м.  Удельный вес введенного жилья по г. Йошкар-Оле составил 39,7% от общего ввода жилья по республике. За год объем жилищного строительства в городе  составит 92 тыс. кв.м
В январе-мае текущего года по темпам жилищного строительства  среди городов-центров регионов Приволжского федерального округа Йошкар-Ола заняла 12 место.

 

Индивидуальными застройщиками построено  29 жилых домов общей площадью 7,6 тыс. кв.м. – в 1,5 раза больше соответствующего  периода прошлого года.  Доля индивидуального жилья в общем объеме введенного жилья по городу составила 30%.
Средняя стоимость строительства 1 кв.м общей площади жилых жомов и общежитий, построенных организациями-застройщиками, составила 10879 руб., индивидуальных жилых домов, построенных населением,  – 1558,6 рублей.
МП «УКС» города Йошкар-Олы проведена реконструкция тепловых сетей – сдан в эксплуатацию третий пусковой комплекс – тепловые узлы в домах микрорайона № 1; проведен ремонт проезжей части и тротуаров по пер. Кулибина.
Построены складские помещения общей площадью 1,7 тыс. кв. метров. Сдан в эксплуатацию пристрой к магазину № 4 по ул. Й.Кырли, 28, пристройка офисов и магазинов по бул. Чавайна, 8, магазин  в с. Семеновка, мастерская по ремонту автотранспорта с магазином по ул. Суворова 1-А,  завершена реконструкция магазина «Альбатрос». По ул. Красноармейской в Заречной части введена в строй АЗС на 250 заправок в сутки и газовая автозаправочная станция  по ул. Суворова-Ползунова.
В конце текущего года будет введена в эксплуатацию вторая очередь административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле по ул.К.Маркса,  административное здание по ул. Гоголя,3, административно-офисное здание по ул. Палантая, торговые центры по ул. Коммунистическая, Красноармейская-Ползунова, Й.Кырля,19, пристрой к ДК им. 30-летия Победы.

Строительная деятельность. Объем работ, выполненных на территории города Йошкар-Олы, по полному кругу организаций, по виду деятельности “строительство” в I полугодии составил 756,4 млн. рублей, или 80,4 % к уровню января – июня 2004 года.

 


В январе-июне 2005 года объем работ и услуг, выполненный собственными силами крупных и средних предприятий и организаций по чистому виду деятельности “строительство”, составил 395,4 млн. рублей. Индекс физического объема к январю - июню 2004 года уменьшился на 22%. Строителями г. Йошкар-Олы выполнено 71,3% выполненного объема работ в республике.
На 1 июля 2005г. общий объем заказов (контрактов), заключенных крупными и средними строительными организациями, составил 309,7 млн. рублей, обеспеченность производства заключенными договорами (при существующем уровне производства) составила 3,4 месяца.
Объем строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом предприятий и организаций города, в I полугодии 2005 года составил 0,6 млн. руб., что составило 3,9% к уровню января-июня 2004 года.

Инвестиции в основной капитал

Объем инвестиций, привлеченных в экономику города за период с 2000 года, возрос в 2,5 раза и составил в 2004 году 3300,9  миллионов рублей.
В январе-мае 2005 года объем инвестиций, привлекаемых в основной капитал, в действующих ценах увеличился и составил 857,2 млн. руб., но индекс физического объема составил 88,2 %.  Инвестиции города Йошкар-Олы составляют примерно 60%  от общей суммы инвестиций по республике.

 
Основная доля инвестиций приходится на крупные и средние предприятия – 644,7 млн. руб., или 75,2%.
Привлеченные средства по-прежнему являются основным источником финансирования инвестиций в основной капитал (более 80%). Из них более половины составили бюджетные средства (соотношение инвестиций из федерального бюджета и бюджетов других уровней примерно 80% на 20%), что связано с реализацией на территории города целого ряда инвестиционных проектов. За счет средств федерального  бюджета в городе осуществляется строительство таких социально-значимых объектов как учебно-лабораторный корпус Пединститута им. Н.К. Крупской, терапевтический корпус противотуберкулезного диспансера, онкологический корпус Республиканской больницы, Савинский детский дом-интернат, гериатрический центр, реконструкция лечебных корпусов Республиканской психоневрологической больницы в с. Семеновка, завод по производству консервов детского питания, Ледовый дворец, реконструкция системы теплоснабжения города, расширение и реконструкция очистных сооружений канализации, строительство тепловых магистралей М-7.
Снижение объемов инвестиций в основной капитал произошло в таких отраслях как производство, и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт, строительство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, оптовая и розничная торговля.
В расчете на одного жителя объем освоенных инвестиций за пять месяцев составил 3079 рублей (по республике – 2031 рубль).
Среди городов-центров Приволжского федерального округа по инвестициям в основной капитал на душу населения за январь-март 2005 года  Йошкар-Ола заняла 12 место.

 



Транспорт

Сохраняется тенденция к снижению объемов перевозок грузов, кроме коммерческих. Автотранспортом крупных и средних организаций г. Йошкар-Олы в январе-июне 2005 г. перевезено 1140,1 тыс. тонн грузов (76,2% к январю-июню 2004 г.), с грузооборотом 51 млн. тонно-км. (84,4% к январю-июню 2004 г.), в том числе на коммерческой основе – 339,9 тыс.тонн (60,9% к январю-июню 2004 г.), с грузооборотом – 11 млн. тонно-км. (63,7% к январю-июню 2004 г.).
Крупными и средними автотранспортными организациями г. Йошкар-Олы в январе-июне 2005 г. перевезено 282,8 тыс. тонн коммерческих грузов (на 13% больше, чем в январе-июне 2004 г.). Грузооборот составил 7,4 млн. тонно-км. (99,9% к январю-июню 2004 г.).
В январе-июне 2005 г. автобусами крупных и средних организаций транспорта во всех видах сообщения перевезено 11,7 млн. пассажиров (84,5% к январю-июню 2004 г.), пассажирооборот уменьшился на 14,8% и составил 153,5 млн. пассажиро-км. Из 268,9 тыс. рейсов маршрутных автобусов, предусмотренных расписанием, было выполнено 256,4 тыс. рейсов (95,4%), из них 237,4 тыс. рейсов выполнено без нарушения расписания. Регулярность движения составила 88,3%.
Троллейбусным транспортом в январе-июне 2005 г. перевезено 45,8 млн. пассажиров, что на 21,9% меньше, чем в январе-июне 2004 г., что объясняется развитием конкуренции со стороны частных перевозчиков. В связи с заменой льгот денежной компенсацией перевозки платных пассажиров возросли на 18%, количество бесплатных пассажиров сократилось в 2,9 раза. Регулярность движения троллейбусов составила  98,4%, коэффициент использования подвижного состава – 0,945.
В 1 полугодии 2005 года финансовое состояние муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» улучшилось за счет увеличения количества платных пассажиров и объема финансирования. Однако, основной проблемой остается изношенность подвижного состава и отсутствие собственных оборотных средств предприятия на его обновление.
На автомобильных дорогах  и улицах г. Йошкар-Олы в январе-июне 2005 г. зарегистрировано 197 дорожно-транспортных происшествий (в январе-июне 2004 г. - 131 ДТП). В них 19 человек погибло, и 225 человек получили ранения (в январе-июне 2004 г, соответственно, 14 и 145 человек). С участием детей и подростков до 16 лет произошло 23 дорожно-транспортных происшествия,  в которых 1 человек погиб и 23 ранено. Вина водителей признана  в 132 дорожно-транспортных происшествиях.

Индекс физического объема показателей развития
автотранспорта за 6 месяцев 2003 –2005 г.г.
(в % к соответствующему периоду прошлого года)

 

Потребительский рынок

Благоприятная экономическая конъюнктура и рост доходов населения способствовали повышению покупательной способности населения, улучшению ситуации на потребительском рынке. Динамика оборота розничной торговли, как и прежде, характеризуется устойчивым положительным темпом.
Общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации, включая общественное питание, г. Йошкар-Олы за 1 полугодие 2005 г. составил 1178,9 млн.руб.,
индекс физического объема общего оборота розничной торговли составил 111,5 процента. Удельный вес розничного товарооборота по г. Йошкар-Оле составил 54,2% от общего оборота розничной торговли по республике. План-прогноз выполнен на 104,5%.
 


Темп роста объема розничного товарооборота составил за 1 полугодие 2005 года 111,9%. В расчете на душу населения города оборот розничной торговли составил 11162 рубля (в среднем по республике - 8110 рублей).

На вещевых, смешанных и продовольственных рынках города населению реализовано потребительских товаров на 570,2 млн. рублей, что составляет 18,4% от оборота розничной торговли города (в январе-июне 2004 г. - 18,1%).
В общем объеме оборота розничной торговли оборот крупных и средних организаций всех отраслей экономики г. Йошкар-Олы составил 1042,6 млн. рублей или 32,1%, что в сопоставимых ценах на 13,3% больше, чем за соответствующий период 2004 года.
В структуре оборота розничной торговли крупных и средних организаций удельный вес продовольственных товаров составил 40,3%, непродовольственных товаров - 59,7%.
В январе-июне 2005 г. на потребительском рынке крупными и средними организациями всех видов деятельности экономики города реализовано алкогольных напитков и пива на 79,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 6,1% меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
План-прогноз по реализации водки и ликеро-водочных изделий (производства Республики Марий Эл) за 1 полугодие 2005г. выполнен  на 98,8%. При плане-прогнозе 137 тыс. дал фактически реализовано 135,3 тыс. дал.

Динамика оборота розничной торговли
и общественного питания за 1 полугодие 2003-2005 г.г.
по г. Йошкар-Оле

 


Оборот общественного питания организаций города в январе-июне 2005 г. составил 271,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,4% больше, чем в январе-июне 2004 г. В расчете на душу населения он составил 975 рублей при среднереспубликанском уровне 585 рублей.
Объем платных услуг, оказанных населению города через все каналы реализации, в январе-июне 2005 г. составил 1665,6 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,3% больше, чем в январе-июне 2004 г. В расчете на душу населения оказано платных услуг на сумму 5983 рубля (в среднем по республике - 3272 рубля).
Объем бытовых услуг, оказанных населению города в январе-июне 2005 г., составил 287,6 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,2% больше, чем в январе-июне 2004 г. В расчете на душу населения оказано бытовых услуг на сумму 1033 рубля при среднереспубликанском уровне 486 рублей.
В структуре формирования объема бытовых услуг населению удельный вес услуг, оказанных организациями в январе-июне 2005 г., составил 42,7%, услуг, оказанных физическими лицами – 57,3%.

Финансы

Финансовый результат. За январь-май 2005 г. организациями города Йошкар-Олы (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых, бюджетных организаций и организаций с численностью до 15 человек) получен положительный сальдированный финансовый результат (без организаций, занимающихся сельскохозяйственным производством) на сумму 405,5 млн. рублей. При этом финансовый результат формировался следующим образом: 127 организаций получили прибыль в размере 591,4 млн. рублей, 89 организаций допустили убыток на сумму 185,9 млн. рублей. Значительное влияние на формирование финансовых результатов города оказывают энергоснабжающие предприятия. Сальдированный финансовый результат, полученный этими предприятиями составил 49,7 процента от объема сальдированной прибыли предприятий города Йошкар-Олы.

 

Отрицательный финансовый результат по итогам января-мая 2005 года получен в строительстве, по операциям с недвижимым имуществом и арендой и предприятиями, предоставляющими прочие коммунальные, социальные и персональные услуги.
Доля убыточных предприятий по городу Йошкар-Оле с начала года увеличилась на 2,8 процентных пункта и составила 41,2% от общего числа организаций, что меньше января-мая 2004 года на 0,5 процентного пункта.

Состояние платежей и расчетов на предприятиях и в организациях.


На конец мая 2005 г. суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) обследованным организациям города достигла 9177,0 млн. рублей, из нее просроченная – 3930,5 млн. рублей, или 42,8% от общей суммы задолженности. Объем просроченной задолженности с начала года увеличился на 0,6%.
Кредиторская задолженность на конец мая 2005 г. составила 7404,2 млн. рублей, из нее просроченная – 3743,3 млн. рублей, или 50,6% от общей суммы кредиторской задолженности (на конец мая 2004 г. – 53,3%).
Дебиторская задолженность на конец мая 2005 г. составила 5260,5 млн. рублей, из нее просроченная – 2962,8 млн. рублей, или 56,3% (на конец мая 2004 г. – 55,5%).
Основной объем (85,5%) просроченной дебиторской задолженности приходился на просроченную задолженность покупателей.
Сохраняется тенденция превышения собственных долгов организаций над теми, что должны заплатить им. По состоянию на конец мая 2005 г. кредиторская задолженность обследуемых организаций на 2143,7 млн. рублей превысила дебиторскую, в том числе просроченная - на 780,5 млн. рублей.

Численность работающих, безработица

Преобладающая часть занятого населения г. Йошкар-Олы сосредоточена в крупных и средних организациях. В мае 2005г. списочная численность работников этих организаций составила 88,9 тыс. человек. Кроме того, для работы в крупных и средних  организациях привлекались 3,3 тыс. человек на условиях совместительства и 1,6 тыс. человек по договорам гражданско-правового характера. Общее число замещенных рабочих мест в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в мае 2005 г. 93,8 тыс. человек.
Продолжает сохраняться напряженность в сфере занятости населения города. При этом ситуация на контролируемом рынке труда  города в 1 полугодии 2005 года развивалась в рамках прогнозных оценок.
Всего за 6 месяцев текущего года в центр занятости обратилось 7209 человек, ищущих работу, из них 2,2% граждан уволенные в связи с ликвидацией предприятий,  организаций    и  сокращением штатов.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2005 года уменьшилась на 147 человек по сравнению с началом года и составила 3258 человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы к экономически активному населению города Йошкар-Олы на 1 июля 2005 года составил 1,88% (на 1 января 2005 года – 2,02%). По состоянию на 1 июня 2005 года город Йошкар-Ола в сравнении с городами-центрами ПФО имеет самый высокий уровень безработицы.

 

Количество безработных, получающих пособия, составило 88,9% от общего числа зарегистрированных безработных. Сохранилась тенденция превышения предложения рабочей силы над количеством предложенных вакансий, при этом около 45% вакансий заявлены с зарплатой ниже прожиточного уровня.  На 1 июля 2005г. нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,14 человека. В  городе остро ощущается дефицит врачей,  рабочих высокой квалификации,    инженеров-конструкторов, технологов.

 

 

Уровень жизни населения


Важнейшим итогом развития социальных процессов является устойчивый рост денежных доходов населения.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-май 2005г., по крупным, средним организациям г. Йошкар-Олы составила 5715,8 рубля (в среднем по республике за январь-май 2005 г .- 4641,5 рубля) и увеличилась по сравнению с январем–маем 2004 г. на 21,9%.
Реальная заработная плата в городе, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-мае 2005г. составила 114,7% к уровню января-мая  2004г.
Самая высокая оплата труда отмечается в финансовой деятельности, самая низкая – в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что темпы роста среднемесячной заработной платы (114,7) по-прежнему опережают темпы роста потребительских цен на товары и платные услуги (110,99), что является свидетельством роста реальных доходов населения.
Однако, по уровню среднемесячной зарплаты город Йошкар-Ола в сравнении с городами-центрами ПФО находится на предпоследнем месте.

 

 

Задолженность организаций по заработной плате

По данным организаций г.Йошкар-Олы, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 июля 2005 года, суммарная задолженность составила 14266 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 июля 2004 года на 74944 тыс. рублей (84%), по сравнению с 1 июня 2005 г. – на 315 тыс.рублей (2,2%).
 

По состоянию на 1 июля т.г.  удельный вес задолженности по заработной плате в городе составил  39,7% в  общей задолженности республике (по состоянию на 1 июня 2005 г. – 39,5%).
По состоянию на 1 июля 2005 г. в городе, 20 организаций по кругу обследуемых видов экономической деятельности имели просроченную задолженность по выплате заработной платы. По сравнению с 1 июня 2005 г. их число сократилось на 1 организацию (4,8%).
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней на 1 июля 2005 г. по городу  составила 140 тыс. рублей и снизилась по сравнению с 1 июня 2005 г. на 250 тыс. рублей (64,1%). Вся задолженность приходится на местный бюджет.

Управление муниципальной собственностью
и земельными ресурсами

В 1 полугодии 2005 года Комитетом по управлению имуществом города Йошкар-Олы было перевыполнено бюджетное задание по поступлениям от использования и распоряжения муниципальной собственностью и земельными ресурсами на 60 процентов (или на 29,651 млн. рублей).

№п/п Статьи доходов Бюджетное задание на 01.07.05г. Факт на 01.07.05г. %
  (3 / 4)
1 2 3 4 5
1. Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (млн. руб.) 32,291 36,408 112,75 %
2. Доходы от сдачи в аренду земельных участков (млн. руб.) 12,766 15,918 124,69 %
3. Отчисления от чистой прибыли муниципальных предприятий (млн. руб.) 0,952 0,963 101,16 %
4. Продажа недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (млн. руб.) 3,0 24,191 806,37 %
5. Продажа земельных участков (млн. руб.) 600 1,180 196,67 %
  ИТОГО: 49,009 78,660 160 %


В доход бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от передачи в аренду объектов нежилого фонда поступило 36408 тысяч рублей (за аналогичный период 2004 года – 29099 тысяч рублей) при бюджетном задании 32291 тысяч рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года рост доходов бюджета от передачи в аренду объектов нежилого фонда составил 124,7 %. Полнота сбора арендной платы по заключенным договорам аренды составила 96,9 %.
Сумма задолженности по арендной плате на 1 июля 2005 года с учетом долгов прошлых лет составляет 5515 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению аналогичным периодом прошлого года на 20 %.
Средняя годовая арендная плата за 1 кв.м. по итогам 1 полугодия 2005 года составила 645,5 рублей в год. Средняя стоимость 1 кв. м. площади, занимаемой торговыми предприятиями (без НДС) составила в год – 919,1 рублей; офисами – 819,8 рублей; бытовыми предприятиями – 610 рублей; организациями, осуществляющими предоставление платных услуг (парикмахерские, юридические, банковские, стоматологические услуги), – 741,6 рублей. Для учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, средняя арендная плата за 1 кв.м. в год составила 124,8 руб.
Всего в 1 полугодии 2005 года поступило в бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» платежей от использования земельных ресурсов (без учета земельного налога) в размере 15918 тысяч рублей,  что составляет 124,6 % от установленного на 1 полугодие 2005 года бюджетного задания. Следует отметить, что в муниципальный бюджет поступают средства от аренды земли и земельного налога в размере 50 процентов (50 % в республиканский бюджет Республики Марий Эл).       
В 1 полугодии 2005 года Комитетом по управлению имуществом города Йошкар-Олы продолжена работа по разграничению государственной собственности и формированию муниципальной собственности на землю. В совокупности по состоянию на 1 июля 2005 года в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом представлено 943 дела по земельным участкам, отнесенным в муниципальную собственность (за 1 полугодие 2005 года сформировано - 211 дел).
В целях пополнения доходной части городского бюджета и во исполнение Прогнозного плана приватизации имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2005 год. Комитетом по управлению имуществом города Йошкар-Олы в 1 полугодии 2005 года  приватизировано 9 объектов недвижимого муниципального имущества, включенного в прогнозный план, на общую сумму 24 млн. 191 тыс. рублей.
Приватизация проводилась в условиях гласности, справедливой конкурентной борьбы, предоставления полной информации о приватизируемых объектах и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о приватизации.
В настоящее время в реестре муниципального имущества числятся:
      - 131 муниципальное учреждение;
      - 39 муниципальных предприятий;
      - 4843 объекта недвижимого имущества;
      - 892 единицы транспортных средств.
Балансовая (остаточная) стоимость имущества (учитывая стоимость жилищного фонда), находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий  увеличилась с  2088,9 млн. рублей по состоянию на 01.07.2004г. до 2424,8 млн. рублей по состоянию на 01.07.05г.
Ведение реестра муниципального имущества позволяет повысить контроль за использованием и распоряжением муниципальным имуществом, осуществлять более эффективное управление муниципальной собственностью, оперативно решать поставленные перед Комитетом задачи. В настоящее время на базе реестра муниципального имущества осуществляется создание реестра муниципальных земель.
Комитетом по управлению имуществом города Йошкар-Олы постоянно проводится работа над контролем,  учетом и сохранностью муниципального имущества, повышением эффективности его использования.         
В 1 полугодии 2005 года Комитетом по управлению имуществом города Йошкар-Олы осуществлялась постоянная работа по приему в муниципальную собственность от предприятий и организаций, в том числе предприятий-банкротов, жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения. При этом большое внимание уделялось приему-передаче встроенно-пристроенных нежилых помещений, расположенных в принимаемых домах, и включению их в состав передаваемых объектов, с целью получения дополнительных финансовых средств за счет их последующей сдачи в аренду.
Финансово-хозяйственная деятельность муниципальных предприятий характеризовалась ростом дебиторской и кредиторской задолженностей, а также превышением кредиторской задолженности над дебиторской. Предприятия остро ощущают дефицит оборотных средств, что ведет к отсутствию реальных возможностей у предприятий инвестировать собственный капитал. Выходом из создавшегося положения является  практика привлечения муниципальными предприятиями денежных ресурсов путем открытия в коммерческих банках под залог муниципального имущества  краткосрочных и долгосрочных кредитных линий.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь жилищного фонда, обслуживаемая жилищно-эксплуатационными управлениями на 1 июля 2005 г. составила
3778 тыс.кв.м., в том числе муниципальный жилой фонд – 1360 тыс.кв.м. Средний износ жилого фонда сложился на уровне 40,3 %. Ветхий жилой фонд - 19,6 тыс.м. или 0,6 % от общей площади. В течение I полугодия 2005 г. ЖЭУ принято на обслуживание 21,37 тыс.кв.м. жилищного фонда от различных организаций и предприятий.
Обслуживаемый жилой фонд оборудован центральным отоплением, водоснабжением и канализацией в среднем на 98,6%, горячим водоснабжением на 75,6 %, лифтами на 37,4 %.
      Финансово-экономические показатели деятельности жилищных предприятий за I полугодие 2005 г. приведены в таблице.

Наименование показателя Ед.изм. I полуг.2004 г. I полуг. 2005 г. Рост, %
Доходы тыс.руб. 41200 67028 62,7
Расходы тыс.руб. 70666 83899 18,8
Себестоимость обслужив. 1 кв.м. (средняя) тыс.руб. 3,15 3,70 17,5
Кредиторская задолженность тыс.руб. 611534 736752 20,5
Дебиторская задолженность тыс.руб. 101313 97890 -3,3
Убыток тыс.руб. 20333 13891 -31,7
Среднегодовая численность Чел. 1112 1245 12,0
      в т.ч. ИТР Чел. 246 255 3,7
Среднемесячная заработная плата руб. 4070 4500 10,6
      в т.ч. рабочих руб. 3359 3727 11,0



    За I полугодие 2005 г. доходы муниципальных предприятий
по обслуживанию жилищного фонда возросли в сравнении с I полугодием 2004 г. на 62,7 %. Доходы составили 79,9% от фактических затрат. Себестоимость 1 кв. м. обслуживаемой площади на 17,5 % превышает данный показатель за 6 месяцев прошлого года. Опережающий рост выручки обеспечен за счет увеличения уровня возмещения населением полной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Возросла кредиторская задолженность на 20,5 %. Основными кредиторами являются организации, осуществляющие теплоснабжение – 62,7 % от общей суммы долгов, прочие предприятия – 20,1 % и бюджеты всех уровней – 9,2 %, из них задолженность перед муниципальным бюджетом составила 35,6 %.
Дебиторская задолженность сократилась на 3,3 %. Разница между кредиторкой и дебиторкой сложилась в размере 638862 тыс.руб., увеличение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 25,3 %.
Численность работников указанных организаций возросла на 12 % и составила 1245 чел. Среднемесячная заработная плата увеличилась 
в сравнении с показателями I полугодия 2004 г. на 10,6 % и сложилась
на уровне 4500 руб., в том числе для рабочих 3727 руб.
За 6 месяцев текущего года предприятиями жилищного хозяйства получен убыток в сумме 13891 тыс.руб., что на 31,7 % ниже уровня предыдущего года. Основные причины убыточности жилищных предприятий:
1.      Недостаточное финансирование из городского бюджета.
2.      Неполное возмещение затрат по предоставляемым населению на оплату ЖКУ льготам и субсидиям.
3.      Наличие неблагоустроенного жилья с высоким износом, население которого освобождено от оплаты за ремонт мест общего пользования.
4.      Прием на баланс муниципальных жилищных предприятий ведомственного жилья.
МУП «Город». В 1 полугодии 2005 года оказано коммунальных услуг на сумму 17,7 млн.руб., или с ростом на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Рост доходов обеспечен за счет увеличения  объема вывоза отходов на 2,4% и повышения тарифов на эти услуги с 6.04.2005 г. Однако, затраты на 1 рубль доходов увеличились на 7 коп. в связи с повышением цен на ГСМ в конце 2004 года. Отрицательное влияние на рост затрат также оказывает большой износ техники, фактический средний срок эксплуатации которой составляет 16,5 лет при нормативном сроке эксплуатации – 8 лет.
За счет средств городского бюджета выполнено работ по текущему содержанию и капитальному ремонту объектов на сумму 3,3 млн.руб., оплата произведена в объеме 83%.
Финансирование в неполном объеме, а также несвоевременная оплата услуг по удалению отходов бюджетными и жилищными предприятиями привели к росту дебиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия. Рост дебиторской задолженности составил за полгода 30%, ее величина на 1.07.2005 г. – 11,9 млн.руб.
Средняя численность работающих на предприятии составляет 220 чел. (рост на 2,8%), среднемесячная зарплата – 5865 (рост 23,8%).
МП «Жилсервис». Объем работ и услуг в 1 полугодии составил 18,6 млн.руб. (101,3% к соответствующему периоду 2004 г.) Получен убыток в сумме 496 тыс.руб., затраты на 1 руб. товарной продукции – 1,03 руб. Снижение эффективности работы предприятия обусловлено несвоевременной и неполной оплатой услуг основными потребителями – МП ЖЭУ. Их долг на 1.07.2005 г. составил 13,2 млн.руб. Как следствие, среднемесячная зарплата на предприятии осталась на уровне 1 полугодия 2004 года (3453 руб.)
Предприятием проводились мероприятия по снижению затрат и повышению рентабельности, однако положительного эффекта не достигнуто вследствие снижения объемов работ основных заказчиков (МП ЖЭУ). С другой стороны, без проведения данных мероприятий затраты были бы еще значительнее.
МП «Лифтсервис». В I полугодии 2005 г. было оказано услуг по содержанию и ремонту лифтов на 7,7 млн. руб. (96% к соответствующему периоду 2004 г.) Затраты предприятия за этот период составили 12,9 млн. руб. (рост на 10%). Затраты на 1 руб. реализованных услуг – 1,69 руб. (рост на 15%). Дебиторская задолженность – 8,2 млн.руб. (рост на 34%), кредиторская задолженность 18,9 млн.руб. (рост на 55%), в т. ч. в бюджеты 3,5 млн.руб. (рост в 2,2 раза) (городской бюджет – задолженности нет), за электроэнергию 4 млн.руб. (рост на 92%), внебюджетные фонды – 5,4 млн.руб. (рост 68,6 %).
Основная причина неудовлетворительного финансового положения предприятия – недофинансирование из бюджета города. Так, долг по статье капремонт составляет 2,8 млн.руб. (с учетом долгов прошлых лет).
МУП «ТЭЦ-1». По итогам работы за 1 полугодие 2005 года произошло снижение реализации электрической энергии на 8,4% (с 258,8 до 237 млн. кВтч) из-за изменения учетной политики, а также из-за снижения реализации по промышленным и приравненным к ним потребителям. Как следствие, произошло снижение выручки от реализации электроэнергии на 2,9% (с 304,8 до 296,1 млн.руб.)
Выработка тепловой электроэнергии, напротив, увеличилась на 5% (с 451,5 до 474,6 тыс. Гкал). Увеличилась также покупная энергия от ТЭЦ-2 на 13% (с 372 до 420 тыс. Гкал). Увеличение отпуска теплоэнергии потребителям на 9,7% (с 711,8 до 780,3 Гкал) произошло за счет температурного фактора.
Рост выручки от реализации тепловой энергии составил 9% (с 340,1 до 371,2 млн.руб.). Затраты на 1 рубль товарной продукции составили 85 коп., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 3 коп., или на 3,6%.
Балансовая прибыль составила 23,1 млн.руб. (рост на 12,5%). Среднесписочная численность составила 1989 чел. (рост на 4,4%), среднемесячная зарплата – 8611 (рост на 15%). Финансирование из бюджета обеспечивает 46% от потребности в дотациях.
С 2003 года МУП «ТЭЦ-1» участвует в федеральной инвестиционной программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 г.г. и до 2015 г)». На 2005 год запланировано 12 мероприятий на общую сумму 53 млн.руб., в т.ч. 28 млн.руб. из федерального бюджета, 25 млн.руб. – за счет собственных средств. В 1 полугодии израсходовано собственных средств предприятия 20 млн.руб., из федерального бюджета средств не поступало.
МУП «Водоканал». В 1 полугодии 2005 года населению и организациям города Йошкар-Олы оказано услуг по водоснабжению и водоотведению на сумму 116,9 млн.руб. (рост на 3,8%). Затраты на 1 рубль доходов по водоснабжению составили 94 коп., по водоотведению – 83 коп. Фактичесая себестоимость 1 м3 реализованной воды составила 4,18 руб. (рост на 14,2 %, по стокам – 4,02 руб. (рост 5,5 %).
Затраты предприятия, себестоимость увеличились за счет проведенного ремонта и расходов на эксплуатацию принятых сетей при неизменном количестве абонентов и объемов реализации воды и стоков.
В 1 полугодии принято в хозяйственное ведение водопроводных сетей 3,6 тыс. п.м., канализационных сетей – 1,4 тыс. п.м. Сети в основном передаются старые, с износом более 50%.
Прибыль от продаж составила 12,8 млн.руб. (снижение на 10%), чистая прибыль – 506 тыс.руб. (рост в 9 раз). Среднесписочная численность составила 882 чел. (рост на 2,6%), среднемесячная зарплата – 6740 (рост на 17,7%). Дебиторская задолженность – 141,1 млн. руб. (снижение на 3,5%), должниками в основном являются бюджетные предприятия.  Кредиторская задолженность – 131,8 млн.руб. (снижение на 4,6%).
Финансирование из бюджета обеспечивает 5,5% от потребности в дотациях.
МП «Трест банно-прачечного и ритуального хозяйства». Доходы предприятия в целом увеличились на 10%, за исключением услуг прачечной (снижение на 17%) вследствие неконкурентоспособности. Увеличение доходов от услуг бань произошло только за счет роста тарифов, количество посетителей снизилось на 16%.
По итогам 1 полугодия предприятием получены убытки в сумме 279, 4 тыс.руб.
По сравнению с 2004 годом увеличилась себестоимость услуг на 4%, что связано с ростом цен на энергоресурсы. В результате постоянной работы по рациональному потреблению энергоресурсов снижены затраты по холодной воде на 26%, по электроэнергии – на 5%, по теплоэнергии – на 8%.
Дебиторская задолженность составила 1,99 млн.руб. (снижение 21 %). Основная доля дебиторской задолженности (58%) – долг городского бюджета по финансированию объектов внешнего благоустройства. Остальная сумма – долги организаций за оказанные услуги, удельный вес каждой из которых в общей сумме дебиторской задолженности составляет не более 3%.
Кредиторская задолженность составила 7,4 млн.руб. (снижение на 6%). основная доля задолженности (82%) – долг за потребленную теплоэнергию перед МУП «ТЭЦ-1», возникший до 01.01.2002 г. В 2005 году предприятие не имеет задолженности за электроэнергию, природный газ и холодную воду.
Финансирование из бюджета обеспечивает 35% от потребности в ассигнованиях.

Тарифная политика.
По состоянию на 1.07.05 года полная стоимость жилищно-коммунальных услуг для оплаты населением, приходящейся на 1 кв. м жилья с учетом благоустроенности, составила 28,52 руб. Средний уровень возмещения затрат предприятий жилищно-коммунального комплекса на территории города за счет платежей населения составляет 71,8 % при утвержденном республиканском стандарте 80%.

Сравнительная таблица тарифов за ЖКУ в городах-центрах ПФО
на 25 июля 2005 года


 

  Плата за 1 кв.м. муницип. жилья Плата - водоснабж. и канализ., с чел. Плата - отопление,
1 кв.м.
Плата-гор. водоснабж.
  с чел.
Электро энергия
  за 100 квт
    Нижний       Новгоpод 7,68 51,93 10,03 118,55 88,27
Саpанск 8,72 79,54 6,28 77,91 102,94
Киpов 5,92 85,02 10,19 79,31 109,54
Самаpа 7,06 15,59 7,38 138,37 95,76
Чебоксары 5,7 48,86 7,44 94,46 92,92
Йошкар-Ола 5,63 50,11 7,03 78,39 99,21
Саратов 9,6 84,6 7,98 122,05 109,48
Ульяновск 4,45 112,67 6,5 90 94,77
Казань 8,16 70,23 4,29 46,72 103,76
Пенза 7,6 61,84 6,39 100,67 91,6
Уфа 7,68 63,19 6,02 44,5 80,99
Ижевск 8,42 57,75 10,04 90,8 110,74
Оренбург 8 94,09 7,6 82,08 79,59
Пермь 12,87 72,92 10,09 104,85 91,5



минимальное значение

 

максимальное значение


 

Социальная сфера.

В 1 полугодии объем ассигнований на содержание отраслей непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, физкультура, социальная политика) снижен на 0,4% по сравнению с прошлым годом. Своевременно производились выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.
Органами  управления социальной защиты населения города  в полном объеме реализуются обязательства федерального и республиканского уровней по сохранению основных гарантий, обеспечивающих социальную защиту ветеранов и инвалидов, семей с детьми и одиноких престарелых граждан. Более 33 тыс. человек города имеют право на предоставление мер социальной поддержки по федеральным законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальной    защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастроф на Чернобыльской АЭС» и более 24 тыс. человек  - по республиканскому закону «О социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».В первом полугодии на оказание социальной поддержки граждан направлено:  20,4 млн. рублей  на оплату жилищно-коммунальных услуг из федерального бюджета и более 16 млн. руб- из республиканского;  9,2 млн. руб – на компенсации за бесплатный проезд ; 7,1 млн . руб – возмещение за услуги связи; более 24 тыс.руб. - за лекарства. В соответствии с государственной социальной политикой ежемесячные детские пособия выплачены на сумму 9 млн.руб., на единовременные пособия при рождении ребенка- 1,3 млн. рублей и  24,3 тыс.руб  на период по уходу за ребенком . Малоимущим семьям  (их на учете в территориальном центре социальной помощи семье и детям 3648) оказана адресная социальная помощь на сумму 322,8 тыс.рублей.

Здравоохранение. Учреждениями здравоохранения  ГЗУ за 1 полугодие 2005 года получено  215,4 млн. руб    по всем источникам поступлений, что на 8% больше соответствующего периода прошлого года. Бюджет исполнен на 47% к годовым назначениям и на 95% к полугодовым.  В структуре поступлений финансовых средств за отчетный период произошли изменения: на 7% увеличились поступления из бюджета,  на 1%-прочие, и на 8% уменьшилась доля поступлений из Фонда ОМС в связи с изменением ставки ЕСН.    По сравнению с 6 месяцами  прошлого года доходы учреждений здравоохранения от оказания платных  медицинских услуг населению увеличились в 1.3 раза, что позволило 9,8 млн. руб. направить  на заработную плату. В текущем году укомплектованность учреждений здравоохранения  кадрами несколько выше и составила 70,9% против 70,8% в 2004 году. Как и прежде, проблема  кадрового обеспечения  остается одной из важнейших для городского здравоохранения.
Образование. На 1.07.2005 г. в городе функционирует 99 образовательных учреждений, в т.ч. 50 дошкольных учреждений с численностью 8,4 тыс. человек и 34 средние общеобразовательные школы с численностью 21,2 тыс. человек. Успеваемость учащихся в 2004-2005 учебном году составила 99, %, а количество медалистов – 175 (на 6 человек меньше предыдущего года).
На финансирование отрасли «Образование»  в 1 полугодии т.г. направлено средств на 4,4 млн.руб. больше (или на 2,1%),  чем в  соответствующим периоде прошлого года, однако этих средств недостаточно. Практически прекращен плановый капитальный ремонт образовательных учреждений, финансируются лишь работы по устранению аварийных ситуаций. При плане выполнения ремонтных работ в 2004 году на сумму – 72,8 млн. руб., выделено из бюджета – 5,6 млн. руб.; в 2005 году план –24,9млн. руб., выделено – 2,9 млн. руб. На расходы связи направлено 245 тыс.руб. при годовой потребности  700 тыс.руб., на медикаменты ассигнований не выделялось.
Остро стоит вопрос о питании воспитанников в дошкольных учреждениях: при норме питания на одного ребенка в день –28руб22коп., фактические расходы за I полугодие 2005 года составили 17руб.; из них – 11руб. 80коп. за счет средств родителей, за тот же  период  прошлого года  соответственно - 24руб 42 коп,  15 руб. 04 коп., 10 руб.

Исполнение бюджета


По оперативным данным за 1 полугодие 2005 г. доходная часть бюджета города исполнена в сумме 550 млн. рублей,  что составило 48,5% от плановых назначений или 98,7% к соответствующему периоду прошлого года, расходная часть – в сумме 646,6 млн. рублей, 54,2% от плана или 109,8% к соответствующему периоду прошлого года. Дефицит бюджета составил 96,6 млн. рублей.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ в 1 полугодии 2005 года составило 1406,8 млн.руб. (рост 12,9 % к соответствующему периоду 2004 года). Федеральные налоги и  сборы в общем объеме поступлений занимают 85,8%, региональные – 7,1%, местные – 0,3%, налоги со специальным налоговым режимом – 6,8%.
Поступления налогов и сборов в федеральный и республиканский бюджеты возросли (на 5,2 и 31,8%), а в местный – снизилось на 7,2% из-за снижения норматива зачисления подоходного налога в местный бюджета с 50 до 30% и отмены налога на прибыль, зачисляемый в местный бюджет.

 


        Собственные доходы бюджета города за 1 полугодие 2005 года, по предварительным данным, составили 335,7 млн. рублей или 45,7% плановых назначений и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,2 %.
Структура собственных доходов сложилась следующим образом: налоговые доходы и сборы составили 74,5%, неналоговые доходы-25,5%.
Основную долю налоговых поступлений составил налог на доходы физических лиц –35,8%, налоги на совокупный доход –19,1%, налоги на имущество –11,2%, налоги на товары и услуги –3,4% .
Налог на доходы физических лиц составил – 120,3 млн. рублей, или 39,4% к плану.
Поступило налогов на товары и услуги  в бюджет муниципального образования "Город Йошкар-Ола"  в сумме 11,5 млн. рублей, или 30,1% к плану.
Налоги на совокупный доход  поступили в сумме 64,2 млн.  рублей, или 61,8% к плану, что значительно выше уровня прошлого года (1 полугодие 2004 г. – 27,2 млн. руб.).
Налог на имущество поступил в объеме 37,7 млн. рублей, или 45% планируемой суммы.
Расходная часть бюджета, по предварительным данным, имела следующую структуру.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составили 248,1 млн. рублей, или 64,7% к плану, на образование – 212,6 млн. рублей (52,1%), на здравоохранение и физическую культуру – 137,7 млн. рублей (47%), на социальную политику – 12,2 млн. рублей (43,6%), на культуру и искусство – 7,5 млн. рублей (47%), на общегосударственные вопросы – 23,5 млн. рублей (44,8%), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 4,5 млн. рублей (40,68%).

 


Начальник отдела экономики                              С.С.Якимович

Дата изменения: 15.01.2024