Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Информационный портал «Город Йошкар-Ола»

Итоги социально-экономического развития муниципального образования «Город Йошкар-Ола» за I полугодие 2004 года

Основной задачей Администрации города на отчетный период было обеспечение высоких устойчивых темпов роста всех отраслей экономики города Йошкар-Олы.

Целенаправленная деятельность Администрации города позволила достигнуть экономического роста в промышленности, строительстве, инвестиционной деятельности и сохранить положительные тенденции в экономике, сложившиеся в последние годы.

На протяжении 1 полугодия поддерживалась позитивная динамика экономики города. По сравнению с 1 полугодием 2003 года:

  • Физический объем производства крупных и средних организаций промышленности увеличился на 7,8 %; ·      Объем работ, выполненный по договорам строительного подряда, увеличился на 19,8%; 
  • Строительство индивидуальных жилых домов возросло на 6,9%; 
  • Ввод в действие жилых домов возрос на 24,5%; 
  • Грузооборот автомобильного транспорта предприятий города увеличился на 21,4%;

Улучшились финансовые индикаторы:

  • Доходы бюджета увеличились на 39,2%;
  • Предприятиями получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 278,5 млн.руб.
  • Снизился удельный вес убыточных предприятий в промышленности на 4,8%
  • Снизилась просроченная дебиторская задолженность на 3,8 % и кредиторская - на 10,4%

Социальные индикаторы:  

  • Среднемесячная заработная плата увеличилась на 30,6%  
  • Снизилось число безработных на 7,8%
  • Увеличился оборот розничной торговли на 12,2%,
  • Увеличился оборот общественного питания - на 7,6%,
  • Увеличился объем платных услуг населению - на 4%

Одновременно с положительными результатами имеется ряд отрицательных тенденций:  

  • Перевозки пассажиров автобусами транспортных организаций сократились на 34,8%, пассажирооборот - на 35,3%; 
  • В январе-мае доля убыточных организаций увеличилась на 1,3 процентных пункта и составила 43,3%; 
  • Число умерших за январь-май превысило число родившихся в 1,4 раза.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

Промышленность.

Промышленность города Йошкар-Олы является основой экономики города. Здесь занято более 28 тысяч человек или 31 % от общего числа работающих в реальном секторе экономики.

На долю промышленных предприятий города приходится 55% общего объема промышленной продукции, выпускаемой в республике.

За январь-июнь 2004 г. всеми организациями г. Йошкар-Олы произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 5329,6 млн. руб.

В расчете на 1 жителя г. Йошкар-Олы произведено промышленной продукции на 19021 рубль (в среднем по республике - 13310 рублей).

Индекс физического объема произведенной продукции крупных и средних предприятий к соответствующему периоду прошлого года составил 107,8%.

В целом по городу за 5 месяцев 2004 года рост производительности труда по крупным и средним предприятиям превысил рост заработной платы на 24,4%, что является положительной тенденцией и улучшает конкурентоспособность местных производителей.

Индекс физического объема производства промышленной продукции (в % к соответствующему периоду прошлого года) за 1 полугодие 2002-2004 г.г.

 

Вместе с тем, отрицательным моментом является затоваривание складов предприятий собственной продукцией. Остатки готовой продукции на складах крупных и средних предприятий на 1 июля 2004г. составили 403,5 млн. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23,3%, что свидетельствует об отсутствии маркетинговой стратегии предприятий.

План-прогноз по объему промышленного производства за январь-июнь 2004 года по предприятиям, которым доведены показатели плана-прогноза, выполнен на 97,1%. Объем промышленного производства с начала года в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года составил 102,2%. Темпы роста производства в 1 полугодии 2004 года уступали показателям 1 полугодия 2003 года и годовым. Данное обстоятельство не позволило выполнить план-прогноз по объему промышленного производства.

По итогам работы за январь-июнь 2004 года ряд крупных и средних предприятий города увеличили темпы роста объемов промышленного производства и выполнили взятые обязательства. Среди них ОАО «НП КСМ», ОАО «Йошкар-Олинский инструментальный завод», ЗАО «Март», Марийский полиграфическо-издательский комбинат, ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО объединение «Родина», ООО «Фирма Инструмент-Н», ООО «Фирма Геникс», ГУП фирма «Сувенир», ОАО ОКТБ «Кристалл», ОАО «Биомашприбор», ООО «Родина», ООО «Махаон», ООО «Гласстрейд», ЗАО народное предприятие «Завод искусственных кож». Высокие темпы экономического роста базируются как на продолжающемся значительном расширении внешнего спроса, так и продолжении потребительского «бума».

ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика», ООО «Йошкар-Олинское УПП ВОС», ОАО «Йошкар-Олинская обувная фабрика», предприятие учреждения ОШ-25/6, ГУП учреждения ОШ-25/4, ООО «Маритекс», ООО «Муромец», ООО «Хлебозавод № 1», ЗАО ПО «Электроавтоматика», ООО «Марихолодмаш» увеличили выпуск продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, но контрольные показатели не выполнили.

Ряд предприятий не выполнили обязательства плана-прогноза и допустили снижение объемов промышленного производства к соответствующему периоду предыдущего года: ОАО «Мариэнерго», ОАО «Марийскмолпром», ОАО «Йошкар-Олинский ремонтный завод», ОАО «КСМ», ОАО «Фармстандарт-Марбиофарм», ЗАО СКБ «Хроматек», ОАО «Торгтехника».

Снижение объема производства ОАО «Марийскмолпром» связано с отсутствием возможности закупки необходимого количества молока, значительная часть которого вывозится за пределы Республики по более дорогой цене в связи с наличием дотаций на закупку молока в соседних республиках.

Снизился спрос на готовые формы (таблетки, драже) продукции ОАО «Фармстандарт-Марбиофарм»; цех по производству аскорбиновой кислоты в июне месяце не работал в связи с большими остатками продукции на складе.

ОАО «Йошкар-Олинский ремонтный завод» и ОАО «Торгтехника» не выполнили план-прогноз и снизили объемы производства в связи с уменьшением количества заказов.

ОАО «КСМ» выполнило план-прогноз 2 квартала на 104,7%, но не выполнило план-прогноз января-июня 2004 года из-за отставания в 1 квартале т.г. в связи с сезонностью строительных работ.

Три предприятия выполнили показатели      плана-прогноза, но допустили спад объема промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года: ООО «Йошкар-Олинское СРП ВОГ», ОАО «Стройкерамика» и ООО «КАНН». Следовательно, у данных предприятий был сформирован недостаточно напряженный план.

Основными причинами нестабильной работы некоторых промышленных предприятий остаются:  

  • большой износ производственных фондов, неполная загрузка производственных мощностей;
  • отсутствие оборотных средств для закупки сырья и комплектующих изделий, недостаток инвестиционных ресурсов; 
  • недостаточный уровень внедрения современных технологий; 
  • низкая эффективность организации производственного процесса, приводящим к завышенным затратам, относимым на себестоимость  продукции;
  • смена собственника на ряде крупных предприятий, негативно повлиявшая на дальнейшее развитие их производственной деятельности; 
  • отсутствие надлежащего контроля со стороны собственников и менеджеров за необоснованными издержками производства, что ведет к снижению конкурентоспособности продукции; 
  • заключение сделок сомнительной целесообразности, которые приводят к утрате собственного капитала в обороте; 
  • содержание объектов непромышленной сферы; 
  • расходы на содержание неиспользуемых мощностей; 
  • неэффективный менеджмент.

Одним из резервов увеличения производства и создания новых рабочих мест является развитие малого предпринимательства. Усилия органов местного самоуправления направлены на расширение возможностей для бизнеса, упрощение административных процедур, создание конкурентных условий.

В городе успешно реализуется "Программа поддержки и развития предпринимательства в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола" на 2003-2005 годы. В 1 полугодии 2004 года финансирование Программы составило 80 тысяч рублей.

В рамках данной Программы проведена первая всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы развития промышленного потенциала муниципальных образований". В работе данной конференции приняли участие более 150 человек, по материалам конференции изданы сборники статей и материалов.

Строительство

Жилищное строительство. На территории города в I полугодии 2004 года предприятиями и организациями всех форм собственности и населением построены 223 новые квартиры общей площадью 21,71 тыс. кв. метров, что на 24,5% больше соответствующего периода прошлого года, но составляет 97,7% к аналогичному периоду 2002 года. Удельный вес введенного жилья по г. Йошкар-Оле составил 38,6% от общего ввода жилья по республике.

Динамика строительства жилья в городе Йошкар-Оле в 1 полугодии 2002-2004 г.г. (в тыс. кв. м)

Индивидуальными застройщиками построено 26 жилых домов общей площадью 4853 кв.м. – на 6,9% больше соответствующего периода прошлого года. Средняя стоимость строительства 1 кв. м. общей площади жилых домов и общежитий, построенных организациями-застройщиками, составила 8944,2 руб., индивидуальных жилых домов, построенных населением, – 1759,3 рублей.

В социальной сфере сдана в эксплуатацию вторая очередь хирургического корпуса для ветеранов и инвалидов войн Йошкар-Олинской Городской больницы на 60 койко-мест. С вводом нового хирургического корпуса на 120 койко-мест с 11 операционными созданы современные условия для работы врачей, комфортные – для пациентов.

В коммунальном строительстве введен в эксплуатациюводовод к Заречной котельной МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» протяженностью 920 п. метров; пристрой к котельной МУП ТЭЦ-1 мощностью 50 Гкал/час и бытовые помещения к котельной по ул. Мира, 70а, три трансформаторные подстанции.

Сдан в эксплуатацию пристрой к Дому торговли площадью 979,8 кв. метров. По ул. Прохорова построен административно-бытовой корпус ЗАО «Аранеус» общей площадью 1335,3 кв.м.

Подрядная деятельность. В январе-июне 2004 года собственными силами предприятий и организаций всех форм собственности (включая малые предприятия) произведено работ по договорам строительного подряда на сумму 648,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 19,8% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Объем работ, выполненный строителями города Йошкар-Олы в I полугодии 2004 года, составил 78% всего объема по республике.

  Инвестиции в основной капитал

Положительная тенденция увеличения инвестиционной активности в Йошкар-Оле, наблюдаемая в течение последних нескольких лет, продолжилась и в январе-мае 2004 года. Причем темпы роста инвестиций в этом году значительно превышают аналогичные показатели прошлых лет.

Индекс физического объема инвестиций в 1 полугодии 2002-2004 г.г. (в процентах)

               

Основными факторами, способствующими высоким темпам роста инвестиций в основной капитал в Йошкар-Оле, явились: потребность в обновлении основных производственных фондов; расширение инвестиционных возможностей предприятий за счет прироста собственных средств, стабильное функционирование сектора финансово-кредитных услуг, в результате чего доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал существенно возросла; увеличение инвестиций из федерального и республиканского бюджетов по инвестиционным программам. Возросла инвестиционная привлекательность города для инвесторов из других регионов.

Объем инвестиций в основной капитал по полному перечню предприятий и организаций в январе-мае 2004 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возрос в сопоставимых ценах на 45,3% и составил 802,1 млн. руб. Доля города в республиканских объемах составляет 61%.

Транспорт

Автотранспортом крупных и средних предприятий г. Йошкар-Олы в январе-июне 2004 г. перевезено 1450,4 тыс. тонн грузов (91,7% к январю-июню 2003 г.), с грузооборотом 65,4 млн. тонно-км (121,4%), в том числе на коммерческой основе – 564,9 тыс. тонн (72,1% к январю-июню 2003 г.), с грузооборотом – 18,1 млн. тонно-км (93,2% к январю-июню 2003 г.).

За январь-июнь 2004 г. автобусами транспортных предприятий во всех видах сообщения перевезено 15 млн. пассажиров (65,2% к январю-июню 2003 г.), пассажирооборот уменьшился на 35,3% и составил 197,7 млн. пассажиро-км.

Троллейбусным транспортом за январь-июнь 2004 г. перевезено 58,6 млн. пассажиров, на 12,4% меньше, чем за январь-июнь 2003 г.

Потребительский рынок

На потребительском рынке наблюдается стабильность, высокий уровень товарной насыщенности. В 1 полугодии открыто 108 новых предприятий торговли и общественного питания.

Общий оборот розничной торговли, включая общественное питание, г. Йошкар-Олы за январь-июнь 2004 г. составил 2914,6 млн.руб. при плане-прогнозе      2758 млн.руб. Выполнение составило 105,7%.

Темпы роста объемов розничного товарооборота в 1 полугодии 2004 года - 112,2%, что выше аналогичного показателя прошлого года на 5,1%. В расчете на душу населения г.Йошкар-Олы оборот розничной торговли составил 9617 рублей (в среднем по республике - 6821 рублей).

Динамика оборота розничной торговли, как и прежде, характеризуется устойчивым положительным темпом.

Динамика оборота розничной торговли в 1 полугодии 2002-2004 г.г. (в процентах к предыдущему году)

 

18,1% от оборота розничной торговли составляет реализация потребительских товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках г.Йошкар-Олы.

Торговля становится все более привлекательной для вложения инвестиций. Примером тому является строительство новых торговых центров, супермаркетов, предприятий общественного питания.

В целом наблюдается улучшение финансового состояния предприятий торговли: доля прибыльных предприятий составила 80%.

Объем платных услуг, оказанных населению г. Йошкар-Олы, в январе-июне 2004 г. составил 1881,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 4% больше, чем в январе-июне 2003 г. В расчете на душу населения оказано платных услуг на сумму 4838 рублей (в среднем по республике - 2607 рублей).

Объем бытовых услуг, оказанных населению г.Йошкар-Олы в январе-июне 2004 г. составил 303,6 млн. рублей или 100,5% в сопоставимых ценах к январю-июню 2003 г. В расчете на душу населения оказано бытовых услуг на сумму 888 рубля при среднереспубликанском уровне 421 рублей.

В 1 полугодии открыто 36 новых объектов бытового обслуживания, дополнительно создано 116 рабочих мест.

Основными направлениями на предстоящий период станут поддержка социально-значимых услуг; подготовка и переподготовка кадров для службы быта; повышение качества услуг, уровня обслуживания.

БЮДЖЕТ муниципального образования "Город Йошкар-Ола"

Общая сумма налоговых и неналоговых доходов, зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации за I полугодие 2004 года составила 2154,8 млн.руб., или с ростом на 16,2 % к аналогичному периоду прошлого года. На формирование доходов федерального бюджета направлено 39,2 % налогов, сборов и иных платежей, поступивших от налогоплательщиков города, в республиканский бюджет – 23,9%, в доходную часть бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» зачислено 14,4% и на формирование доходов государственных внебюджетных фондов поступило 22,5 %.

Анализ бюджетной обеспеченности на 1 жителя, как одного из сопоставимых показателей, городов-центров ПФО за 2003 год показал, что наименьшая обеспеченность наблюдалась в г. Йошкар-Оле – 3249,5 руб., наибольшая – в Казани (7719,2 руб.). В бюджеты муниципальных образований было зачислено налогов и сборов от 8,89% в Саранске до 37,8% в Пензе. Бюджет муниципального образования "Город Йошкар-Ола" получил в 2003 году 13,5% от всех собранных на территории города средств налогоплательщиков (меньше только в Саранске, но там выше бюджетная обеспеченность).

Устойчивая тенденция роста доходов, поступающих от плательщиков, зарегистрированных на территории города Йошкар-Олы, наблюдается, начиная с 2001 года. Темпы абсолютного роста налоговых и неналоговых доходов, формирующих «собственную» доходную базу бюджета муниципалитета, составили в 2003 году по отношению к 2002 году 104,4 %, в I полугодии 2004 года по отношению к I полугодию 2003 года 134,3 %. Однако, если в 2003 году доля «собственных» доходов бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» составляла 62 % в общих утвержденных доходах бюджета, то в 2004 году – 56 %.

По основным отраслям экономики произошел значительный рост налоговых поступлений: в промышленности – на 4,3%, строительстве – на 12,6%, транспорте – на 28,7%, связи – на 25,8%, жилищно-коммунальном хозяйстве – на 64,9%, торговле – на 10%.

В общем объеме поступлений основную долю занимают предприятия промышленности (35,4 %), на долю предприятий строительной отрасли приходится 9,2 %, жилищно-коммунального хозяйства - 7,5 %, торговли – 5,7%.

На единый счет бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в I полугодии 2004 года зачислено 557,1 млн.руб. (100,7% от планируемых доходов I полугодия), в том числе 310,4 тыс.руб. налоговых и неналоговых доходов (103,7 % от плановых показателей I полугодия). В I полугодии 2003 года было зачислено соответственно 399,97 млн.руб. и 231 млн.руб. Доходная база бюджета муниципального образования была увеличена на сумму дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета за I полугодие 2004 года собственных доходов в объеме 55,3 млн.руб., что позволило своевременно и в полном объеме направить финансовые ресурсы на расходы по своевременной выплате текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, отоплению муниципального жилого фонда, на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений социальной сферы и другие необходимые расходы.

Расходная часть бюджета муниципального образования исполнена за I полугодие 2004 года в объеме 589,1 млн.руб., или возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,29 раза.

На содержание отраслей непроизводственной сферы (образование, культура, здравоохранение, физическая культура, социальная политика) направлено в I полугодии 2004 года 371 млн.рублей, или с ростом на 27 % против исполнения за I полугодие 2003 года. Расходы по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы производились своевременно и составили в I полугодии 2003 года 204,4 млн.рублей, или 44,8 % от всех расходов, а в I полугодии 2004 года – 268,4 млн.рублей, или 45,6 %.

Анализ структуры расходов бюджетов городов-центров ПФО в 2004 году на душу населения показывает, что наибольшую долю в расходах бюджета занимает отрасль «Образование», затем «Здравоохранение» и «Жилищно-коммунальное хозяйство». Причем, расходы распределились следующим образом: в отрасли «Образование» наименьшие расходы на 1 жителя по городу Йошкар-Оле (1279,5 руб.), наибольшие – в Ижевске (2281,5 руб.); по отрасли «Здравоохранение» наименьшие расходы в Нижнем Новгороде (672,2 руб.), наибольшие – в Перми (1521,4 руб.) (Йошкар-Ола – 990,7 руб.); по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» наименьшие расходы в Ульяновске – 584,4 руб., наибольшие – в Ижевске (1473,1 руб.) (Йошкар-Ола – 861,7 руб.); по отрасли «Транспорт» наименьшие расходы в Йошкар-Оле (1,8 руб.), наибольшие в Ижевске (356,2 руб.), по отрасли «Строительство» наименьшие расходы на 1 жителя в Ульяновске (15,76 руб.), наибольшие в Казани (2300,3 руб.) (Йошкар-Ола – 60,6 руб.).

Задолженность налогоплательщиков, зарегистрированных на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в бюджетную систему Российской Федерации на 01.07.2004 г. составила, по сведениям ИМНС России по г.Йошкар-Оле, 2462,8 млн.рублей, в том числе по налогам и платежам – 1252,7 млн.рублей, по пеням и налоговым санкциям – 1210,1 млн.рублей. Рост задолженности в I полугодии 2004 года составил 0,9 %, в том числе по налогам и платежам – на 3,2 %, а задолженность по пеням и налоговым санкциям снизилась на 1,4 %. В I полугодии произошел рост задолженности и недоимки, причем рост недоимки наблюдается и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам.

Основной причиной роста задолженности является низкая платежеспособность предприятий и неуплата текущих платежей предприятиями, на которых введена процедура банкротства. Так за 5 месяцев 2004 года недоимка по налоговым платежам предприятий – банкротов выросла на 6708 тыс.руб., что составляет 16,7 % от общего прироста задолженности.

Некоторые предприятия по состоянию на 01.07.2004 г. нарастили недоимку по сравнению с началом года.

Так, например, МУП «Водоканал» допустил прирост недоимки                                          по налоговым платежам 13,5 млн.руб., МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ – 1» - 29,6 млн.руб., ГУПЭП РМЭ «Маркоммунэнерго» – 10,99 млн.руб., «ММЗ» ОАО - 29,7 млн.руб.

Также на рост недоимки сказалась отмена реструктуризации по Постановлению № 1002. Так за I полугодие 2004 года было отменено реструктуризации на 25,1 млн.руб., в том числе: налоги 8,79 млн.руб., пени и штрафы на сумму 17,4 млн.руб.

В отраслевой структуре большая часть задолженности по налоговым платежам приходится на предприятия промышленности - 1,26 млрд. руб,. или 51,2 %, затем следуют предприятия жилищно-коммунального хозяйства 504,4 млн.руб. или 20,5 % и предприятия строительства 204,9 млн.руб. или 8,3 %.

Анализ задолженности по отраслям экономики показывает, что в промышленной отрасли наибольшую задолженность имеют предприятия отрасли машиностроения и металлообработки, из которых 299,4 млн.руб. приходится на ОАО «ММЗ».         

Основными неплательщиками отрасли жилищно-коммунального хозяйства» являются:

1)  МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ – 1» - задолженность по налоговым платежам 174,2 млн.руб.;

2)  «Маркоммунэнерго» ГУПЭП РМЭ – задолженность по налоговым платежам 183,2 млн.руб.

3)  МУП «Водоканал» – задолженность по налоговым платежам 90 млн. руб.

Муниципальный заказ. В 1 полугодии 2004 года закуплено продукции для муниципальных нужд за счет средств бюджета на сумму 95,3 млн.руб.

В связи с тем, что бюджет города Йошкар-Олы лишь на 50% позволяет обеспечить потребности города, основная доля закупок продукции, предусмотренная в муниципальном заказе, использована в 1 полугодии 2004 года на оплату коммунальных услуг (47,2%). Значительную долю в общем объеме закупок составляют продукты питания - 7,3%, горюче-смазочные материалы - 5,1%, расходные материалы и предметы снабжения - 8,9%, текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений - 12,1%, капитальное строительство - 5%.

В 1 полугодии 2004 года на конкурсной основе закуплено продукции (товаров, работ, услуг) на общую сумму 9,6 млн. рублей (20,3%), в том числе посредством открытого конкурса 0,7 млн.руб., и размещение закупок способом запроса котировки цен на сумму 8,9 млн.руб. Проведено 173 запроса котировок цен. Условная экономия средств бюджета от проведения закупок на конкурсной основе составила 335 тысяч рублей.

Однако, наблюдаются случаи невыполнения или ненадлежащего выполнения требований законодательства при проведении закупок для муниципальных нужд. Конкурсы, запросы котировок либо не проводятся, либо их проведение носит формальный характер. В результате тормозится процесс приобретения нужных для развития муниципалитета услуг и товаров, а также из-за невозможности финансирования в срок могут иметь место случаи перераспределения бюджетных назначений на другие цели.

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансовый результат. За январь-май 2004г. крупными и средними предприятиями и организациями г. Йошкар-Олы получен положительный сальдированный финансовый результат на сумму 278,5 млн.руб., что в 1,3 раза больше, чем за январь-май 2003 года. 131 предприятие получило прибыль в размере 495,8 млн. рублей, 100 предприятий допустили убыток на сумму 217,3 млн. рублей.

В формировании финансовых показателей города главная роль отводится промышленным предприятиям, число которых составляет 27,3% обследованного круга предприятий. Им принадлежит 69,5% всей полученной прибыли и 48,7% допущенных убытков. Основная сумма прибыли из прибыльных предприятий города получена предприятиями электроэнергетики, связи, пищевой (мясной) промышленности, розничной торговли.

На 1 июня 2004г. самыми убыточными отраслями являются стекольная, маслосыродельная и молочная, деревообрабатывающая, химико-фармацевтическая промышленность, машиностроение и промышленность строительных материалов, жилищное хозяйство, автомобильный транспорт.

В январе-мае 2004г. доля убыточных предприятий по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. увеличилась на 1,3 процентных пункта и составила 43,3%.

Основная сумма убытков получена ОАО "Завод Новатор" (внешнее управление), ОАО "Электроавтоматика" (арбитражное управление), ОАО "Йошкар-олинский инструментальный завод" (конкурсное управление), ОАО "ММЗ", ОАО "Стройконструкция", ОАО "КСМ", ОАО "Силикат" (ликвидация; создано новое предприятие ОАО "Марийский завод силикатного кирпича").

Основной причиной убытка явились неплатежи прошлых лет, большие суммы пеней и, как следствие, невозможность провести реструктуризацию долгов прошлых лет.

Кроме того, ввиду большой конкуренции со стороны предприятий соседних регионов промышленные предприятия нашего города вынуждены снижать стоимость своей продукции, иногда даже себе в убыток.

Состояние платежей и расчетов на предприятиях и в организациях.

Кредиторская задолженностьна 1 июня 2004г. составила 7211,5 млн. рублей, из нее просроченная – 3844,1 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2003 г. кредиторская задолженность увеличилась на 3,7%, а просроченная – снизилась на 15%.

Дебиторская задолженность на 1 июня 2004г. составила 4995,6 млн. рублей, из нее просроченная – 2771,6 млн. рублей, или 55,5% (на 1 июня 2003г. – 61,2%). По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. дебиторская задолженность увеличилась на 8,1 %, а просроченная – снизилась на 2%.

Сохраняется тенденция превышения собственных долгов предприятий над теми, что должны заплатить им. Кредиторская задолженность предприятий и организаций на 2215,9 млн. рублей превысила дебиторскую.

Муниципальная собственность и ее использование

Управление, распоряжение муниципальной собственностью и обеспечение эффективности ее использования – одна из главных задач Комитета по управлению имуществом.

По состоянию на 01.07.2004г. в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» находятся 42 муниципальных предприятия и 120 муниципальных учреждений.

Среднесписочная численность работающих на предприятиях муниципальной формы собственности за 1 полугодие 2004 год составила 7388 человек; сокращение численности на 590 человек по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло в основном за счет реорганизации и ликвидации не рентабельных муниципальных предприятий.

За последние три года и 1 полугодие текущего года наметилась устойчивая положительная динамика роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.

Общая сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг муниципальных предприятий за 6 месяцев составила 999,3 млн.руб., или 131,7% к соответствующему периоду 2003 г.

В результате финансово-хозяйственной деятельности 28 (в 2003г – 26) муниципальных предприятий получили балансовую прибыль в сумме 28,2 млн.руб. (2003г. - 13,4 млн.руб.) 14 муниципальных предприятий завершили 1 полугодие текущего года с убытками в сумме 9,7млн.руб., в том числе предприятия коммунального хозяйства: предприятия ЖЭУ – 20,3 млн.руб., МП «УТТ» – 1,5 млн.руб., МП «БСГ»- 15,2 млн.руб.

Всего за истекший период ( 01.07.03г – 01.07.04г.) сумма кредиторской задолженности возросла от 1798,9 млн.руб. до 1945,1 млн.руб., в том числе: по ТЭЦ-1 – 992,5млн.руб., МПЖЭУ– 624,5 млн.руб., МП БСГ – 55,8 млн.руб., МП «Водоканал» - 138,6 млн.руб..

  Сумма дебиторской задолженности за тот же период увеличилась с 1018,5 млн.руб., до 1160,8 млн.руб., в том числе в разрезе предприятий коммунального хозяйства: по ТЭЦ-1 – 846,9млн.руб., МПЖЭУ – 107,3 млн.руб., МП БСГ – 15,4 млн.руб., МП «Водоканал» - 146,2 млн.руб.

Общее превышение кредиторской суммы над дебиторской в целом по муниципальным предприятиям составила 784,3 млн.руб.

В связи с этим предприятия остро ощущают дефицит оборотных средств, что ведет к отсутствию реальных возможностей у предприятий инвестировать собственный капитал. Поэтому предприятиям необходимо усиливать работу с платежеспособными дебиторами.

Оценка деятельности муниципальных предприятий показывает стабильный рост сумм отчислений в пользу собственника за использование муниципального имущества и налоговых поступлений в бюджет города в динамике по периодам:

  • отчисления от чистой прибыли в пользу собственника за использование муниципального имущества составили в 2001г. – 0,99 млн.руб. при плане 1млн.руб., в 2002 году - 1,289млн.руб. при плане 1 млн.руб., в 2003 г. - 2,14 млн.руб. при плане 1,6 млн.руб., за 6 месяцев 2004 г. в бюджет города предприятиями перечислено денежных средств в размере 0,843 млн.руб. (при годовом плане 1,6 млн.руб.).

В 1 полугодии 2004 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Йошкар-Олы продолжена практика предоставления в аренду муниципального имущества посредством проведения конкурсов и аукционов по продаже права аренды муниципального имущества.

Всего по состоянию на 01.07.2003 г. в бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от сдачи в аренду имущества поступило 29098,9 тыс. руб., что составляет 203,3 % от поступлений за аналогичный период прошлого года. В том числе от использования имущества муниципальной казны 27284,9 тыс. руб., от имущества закрепленного за муниципальными: - учреждениями образования 580 тыс. руб., - учреждениями здравоохранения 219,1 тыс. руб., - учреждениями культуры 1015 тыс. руб.

Полнота сбора арендной платы по заключенным договорам аренды за 6 месяцев 2004 года составила 90,9 % за этот же период 2003 года 85,4 %.

По состоянию на 01.07.2003 года доходы от субаренды составили 468 тыс. рублей, что превысило аналогичный период 2003 года на 191,7 %.

Принятие в 1 полугодии нормативных актов, регулирующих арендные отношения, позволит получить дополнительные доходы в размере около 10 млн. руб. в бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

В течение 1 полугодия 2004 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Йошкар-Олы предоставлено 964 земельных участков юридическим и физическим лицам, из них:

  • на условиях аренды – 371;
  • в постоянное (бессрочное) пользование – 13;
  • приватизировано – 7;
  • оформлено в собственность граждан – 580 земельных участков, на которых размещены индивидуальные жилые дома, гаражи, садовые домики.

Всего в 1 полугодии 2004 г. поступило в бюджет МО «Город Йошкар-Ола» арендных платежей от использования земельных участков в размере 12,035 млн. рублей, что составляет 121 % от установленного бюджетного задания 9,950 млн. рублей.

В целях пополнения доходной части муниципального бюджета, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Йошкар-Олы в 1 полугодии 2004 г. осуществлялась приватизация имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола», включенного в Прогнозный план приватизации имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2004 год.

Всего в 1 полугодии 2004 году было приватизировано 8 объектов недвижимого имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на сумму 9227,0 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость.

Фактически в бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от приватизации в 1 полугодии 2004 году поступило 7990,0 тыс. рублей.

Средства, поступившие в бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от приватизации муниципального имущества были направлены на финансирование расходов, предусмотренных в дефиците бюджета.  

  РЫНОК ТРУДА

По состоянию на 1 июля 2004 года в сравнении с аналогичным периодом 2003 года в г.Йошкар-Оле произошли следующие изменения:  

  • численность безработных, официально зарегистрированных в центре занятости, уменьшилась до 2920 человек (01.07.2003г. - 3579 человек); 
  • уровень регистрируемой безработицы снизился до 1,87% (01.07.2003г. - 2,33 %);

Динамика уровня безработицы по г. Йошкар-Оле в 1 полугодии 2002-2004 г.г. (в %)

 

 

  • численность требуемых работников, заявленная предприятиями и организациями, увеличилась до 3506 человек (01.07.2003г. – 3060 человек);
  • коэффициент напряженности сократился и составил 0,9 незанятых граждан на одно свободное рабочее место ( 01.07.2003г. - 1,2);
  • средняя продолжительность регистрируемой безработицы сократилась до 5,5 месяцев (01.07.2003г. - 5,8 месяцев);
  • доля безработных, состоящих на учете более 8 месяцев, в общей численности зарегистрированных безработных, сократилась до 21,4% (01.07.2003г. -24,2%);
  • оказано содействие в трудоустройстве 1697 незанятым гражданам (2003 год - 1435 человекам).

Численность принятых работников в январе-марте 2004 года превысила численность уволенных с предприятий и организаций на 595 человек.

Наряду с положительными тенденциями в городе продолжает сохраняться напряженность в сфере занятости. Ряд предприятий продолжают работать в режиме неполного рабочего времени, предоставляя отпуска с сохранением частичной заработной платы. Нестабильность финансового положения хозяйствующих субъектов, часто приводящая к банкротству, влечет за собой массовое высвобождение. За 6 месяцев факты массового увольнения работников имелись на 9 предприятиях. Численность обратившихся в центр занятости высвобожденных работников составила 403 человека и сократилась по сравнению с соответствующим периодом 2003 года в 2 раза.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-май 2004 года, по крупным, средним предприятиям и организациям г. Йошкар-Олы составила 4681 рубль (в среднем по республике за январь-май 2004 г. – 3736,1 рубля) и увеличилась по сравнению с январем-маем 2003 г. на 30,6 %. Выплаты социального характера за январь-май 2004 г. в расчете на 1 работника составили 38,9 рубля, что на 20,8% больше, чем в январе-мае 2003г.

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-мае 2004 года составила 116,7 % к уровню января-мая 2003 года.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по экономике в 1 полугодии 2002-2004 г.г. (рублей)

По уровню среднемесячной зарплаты город Йошкар-Ола в сравнении с городами-центрами ПФО находится на предпоследнем месте.

В июне текущего года по размеру номинальных денежных доходов на душу населения с большим отрывом от других территорий традиционно лидировала Самарская область (6,8 тыс. рублей). Этот отрыв от следующей за ней Пермской областью составил почти 900 руб., а доходы жителей Республики Марий Эл, занимающей последнее место в округе, были в 2,5 раза ниже, чем в Самарской области.

Увеличить доходы населения невозможно без дальнейшего роста производства и укрепления реального сектора экономики, в частности предпринимательства.

Задолженность организаций по заработной плате

На 1 июля 2004 года задолженность по заработной плате составила 89,2 млн. руб. и увеличилась по сравнению с 1 июня 2004 г. на 16,7 млн. руб., в т.ч. в производственных отраслях - на 16,1 млн. руб., в отраслях социальной сферы - на 63 тыс. рублей, в других отраслях – на 551 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года задолженность снизилась на 3,4 млн.руб.

Отделом экономики Администрации города Йошкар-Олы ежемесячно проводится анализ задолженности предприятий по выплате заработной платы с выявлением причин ее увеличения. Предприятия, имеющие наибольшие суммы задолженности, либо имеющие тенденцию к дальнейшему увеличению задолженности, приглашаются на собеседование в Администрацию города к заместителю Главы по экономике и промышленности.

Из 17 заслушанных предприятий полностью погасили задолженность четыре: ООО «Йошкар-Олинское СРП ВОГ», ООО «Гардиан ДОЗ», МУП «Йошкар-Оладорстрой», ОАО «Йошкар-Олинский ремзавод». Снизили суммы задолженности 13 предприятий.

Бюджетная задолженность составила 1,9% общего объема задолженности по заработной плате. Вся задолженность приходится на территориальный бюджет.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь муниципального жилфонда на 1 июля 2004 года составила 3532,8 тыс. кв. м (1501 дом). Средний износ 40,3 %. В течение I полугодия ЖЭУ приняли от различных предприятий и организаций города жилые дома, в основном с износом более 60 % общей площадью 50,7 тыс. кв. м.

Муниципальный жилищный фонд оборудован центральным отоплением, водоснабжением и канализацией в среднем на 98,6 %; горячим водоснабжением оборудовано 79%. Истек срок эффективности эксплуатации газовых колонок. Физический износ зданий привел к деформации и разрушению газоходов.

Проведены работы по капитальному ремонту:  

  • внутридомовых систем трубопроводов (Аэропорт 2, 3, 4; Анциферова 23), 
  • ремонт кровель (Красноармейская 108, Васильева 3, Строителей 1); 
  • ремонт фасада (Первомайская 82).

Выполняется текущий ремонт подъездов, лестничных клеток, утепление подвальных помещений, изоляция внутренних теплопроводов и т. д. Активно ведется работа по подготовке жилищного фонда к отопительному сезону, согласно утвержденному плану мероприятий.

МУП «Город». Удаление твердых бытовых отходов проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, согласно утвержденным графикам. Основные проблемы по вывозу отходов связаны с изношенным парком машин (99%).

Участок озеленения за 1 полугодие выполнил работ на сумму 2,6 млн. руб., из них 90% по счетам городского бюджета. Произведены работы на пр. Ленина, пл. Никонова, пл. Ленина оформлен цветник с изображением цифр 420 из декоративно-лиственных растений, которые регулярно постригаются. К весенним праздникам были отремонтированы мемориальный комплекс Воинской Славы, Правительственная трибуна. Все посадочные материалы для озеленения выращены в оранжерее предприятия.

За 1 полугодие 2004 года оказано коммунальных услуг на 14,9 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы увеличились на 16%. Рост обеспечен за счет увеличения объема вывоза отходов и повышение тарифов на эти услуги с 4 февраля 2004 г.

Среднемесячная зарплата составила 4737 рублей, выросла на 12%. Несмотря на имеющиеся проблемы финансирования, МУП «Город» успешно справляется со своими функциями. Большая работа проводится по экономному и рациональному использованию средств.

МУП «Водоканал». За 1 полугодие 2004 года цехом подземного и речного водозабора предприятия подано воды в сеть городского водопровода – 17,7 млн. м3, суточный подъем воды составляет 100,2 тыс.м3. Предприятием реализовано воды – 13,4 млн. м3 или 96,4% к 1 полугодию 2003г., утечки составили 23,2 % к поднятому объему воды. Из общей суммы реализованной воды населению предоставлено 50,3%.

Предприятие работает с 30 тыс. абонентов, из них население - 29,1 тыс. В I полугодии 2004 года проводилась работа по установке водомеров населению (417) и предприятиям (133) города с целью контроля за экономным расходованием воды. К 2004 году реконструировались очистные сооруженияканализации, мощность которых увеличена до 170 тыс. куб. м стоков в сутки;

В 1 полугодии 2004 года оказано услуг на сумму 112,8 млн. руб. Фактическая себестоимость 1м3 реализованной воды за 1 полугодие 2004 года составила 3,66 руб., по стокам 3,82 руб. Дебиторская задолженность за отчетный период увеличилась на 20,4 млн. рублей. Кредиторская задолженность на 1 июля 2004 года составила 138,2 млн. рублей. Прибыль - 51 тыс. руб.

Среднесписочная численность работников 860 человек, из них административно-управленческий персонал - 135 чел. Средняя заработная плата за 1 полугодие 2004 года возросла на 10,6 % и составила 5724 рубля.

За 6 месяцев 2004 год устранено 145 аварий на сетях водопровода, 7 на сетях канализации. Продолжается прием и передача ведомственных сетей водопровода и канализации на баланс МУП «Водоканал». Принято в хозяйственное ведение водопроводных сетей 3 647 п.м.,      канализационных сетей - 1 364 п.м.

МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1». В I полугодии МУП «Йошкар-олинской ТЭЦ-1» было реализовано электроэнергии 258,8 млн. квт. ч на сумму 304774 тыс. рублей. В стоимостном выражении в сравнении с аналогичным периодом 2003 года объем реализации электроэнергии увеличился на 26%, в натуральном на 9%. Теплоэнергии за I полугодие реализовано 711,8 тыс. Гкал на сумму 340066 тыс. рублей, что на 7,5 % больше в сравнении с 2003 годом. Прибыль составила 20558 тыс. рублей. Дебиторская задолженность увеличилась на 8%. Кредиторская задолженность составила 992544 тыс. рублей. Задолженность в бюджеты всех уровней составляет 11,5% от общей кредиторской задолженности, в том числе в городской бюджет 5832 тыс. рублей. На предприятии работает 1906 человек. Средняя заработная плата на предприятии увеличилась на 23% и составила 7474 рублей.

Существующая производственная база не соответствует возросшим объёмам эксплуатации тепловых сетей и тепловых узлов. Требуется её развитие. В I полугодии 2004г. Установлены и введены в эксплуатацию преобразователи частоты (ПЧ) – 4 шт.; применяются термоусаживающие муфты при прокладке и восстановлении кабельных линий. Построен участок теплосети ДУ 200 по ул. Орая с переводом потребителей микрорайона «Комсомольский», что позволило значительно улучшить гидравлический режим в этом районе и повысить качество и надёжность теплоснабжения потребителей. При строительстве и капремонте применяется пенополиуретановая изоляция. Ведётся реконструкция тепловых сетей микрорайона «Ширяйково».

На II полугодие 2004 года планируется завершить подготовку объектов ТЭЦ-1 к отопительному сезону. Выполнить мероприятия по Федеральной инвестиционной программе. Подготовить к отопительному сезону ведомственные объекты, переданные в эксплуатацию ТЭЦ-1 летом 2004 года.

МП «Трест банно-прачечного и ритуального хозяйства». Объём доходов от реализации продукции и услуг собственного производства составил в 2004 году 9756,0 тыс. рублей (116% к 2003г). Наибольший удельный вес в общем объёме имеют доходы от оказания ритуальных услуг – 38%. По сравнению с прошлого года снизились доходы от прачечной – на 35%, от ритуальных услуг - на 6%. Поступление бюджетных средств составило 23% от фактической задолженности. По данным на 1 июля 2004 года среднемесячная зарплата увеличилась на 48 % до 3782 руб. В отчетном периоде были проведены текущие ремонты и обновление оборудования в саунах бань № 2, 3, 4, прачечной. Постоянно ведутся работы по благоустройству пляжей и кладбищ. Проводятся плановые работы по подготовке объектов предприятия, котельных к осенне-зимнему сезону.

МП «Жилсервис». Объем реализации услуг за I полугодие 2004 года составил 18351 тыс. рублей. Дебиторская задолженность 11843 тыс. рублей в основном за МП ЖЭУ. Кредиторская задолженность достигла 8838 тыс. рублей, в т.ч. перед бюджетом 4284 тысячи, за энергоресурсы 211. Основные фонды предприятия по сравнению с I полугодием 2003 года увеличились в 2,2 раза. Среднесписочная численность 311 человек, среднемесячная заработная плата 3455 рублей. За отчетный период постепенно обновлялись машины и оборудование на 4 %, транспортные средства на 9%. Недостаток оборотных средств сдерживает работу предприятия: парк машин и механизмов не обновляется в необходимом объеме, несвоевременность повышения уровня заработной платы вызывает большую текучесть квалифицированных кадров.

МП «Лифтсервис». На обслуживании предприятия находится 579 лифтов. Абонентские платежи поступают от 45 тыс. человек. В I полугодии 2004 г. было оказано услуг по содержанию и ремонту лифтов на 8005 тыс. рублей. Затраты предприятия за этот период составили 11768,5 тыс. рублей. Дебиторская задолженность 6185 тыс. рублей. Кредиторская задолженность 12134 тыс. рублей, в т. ч. в бюджеты 1576 тыс. рублей (городской – 842 тыс. руб.), за электроэнергию 2100 тыс. руб., внебюджетные фонды – 3211 тыс. рублей.

За первое полугодие было проведено освидетельствование 380 лифтов, что составляет примерно 60% от запланированного на 2004 год объема, сумма затраченных средств составляет 214 тыс. руб. С начала года МП «Лифтсервис» было восстановлено 17 лифтов, отработавших нормативный срок службы. Задолженность подрядчикам за выполнение работ по капитальному ремонту лифтов на 1.07.2004 с учетом 2003 года составила 515,9 тыс. рублей.

На предприятии задействовано 384 человека, в т.ч. ИТР - 45. Среднемесячная заработная плата 2863 рублей, в т. ч. ИТР - 9001 рубль. Задолженность по выплате заработной платы на 1.07.2004 составила 2193 тыс. рублей. Предприятие на сегодняшний день арендует административные помещения и гаражи. Собственного автотранспорта предприятие не имеет, все автомашины используются по договору аренды. Во втором полугодии планируется провести капитальный ремонт по сроку 25 лифтов, а также подключение лифтов к мини ОДС по ул. Транспортной, 4.                                         

МУП «Йошкар-Оладорстрой». За 1 полугодие 2004 г. предприятием проводилась механизированная уборка, текущий и капитальный ремонт улиц города на сумму 18698 тыс. рублей. Затраты составили 17863 тыс. рублей. Дебиторская задолженность 13783 тыс. рублей (МП «Водоканал», МУП «Йошкар-олинская ТЭЦ-1», Управление городского хозяйства). Кредиторская задолженность – 17117 тыс. рублей, в т.ч. в бюджеты 4250 тыс. рублей, по заработной плате – 1575 тыс. руб., внебюджетные фонды – 2846 тыс. рублей.

Дорожно-строительная техника находится в исправном состоянии. Приобретен и установлен 40 тн. пресс. Большой проблемой остается приобретение авторезины и аккумуляторов. Спецтехника (катки, автогрейдера, снегопогрузчики) старого образца, которую сегодня не выпускают заводы, соответственно нет и запчастей к ней.

Из отрицательных тенденций следует отметить наличие огромного разрыва между заработной платой рабочих и инженерно-технических сотрудниковна предприятиях МП «Лифтсервис» и МП «Йошкар-Оладорстрой» при имеющейся задолженности по выплате заработной платы и по платежа во внебюджетные фонды.

Тарифная политика

В 1 полугодии 2004 года на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» действовали следующие стандарты:  

  • предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади в месяц, в размере 20 руб.90 коп. 
  • стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 20%. 
  • стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 80%.

Фактически предельная стоимость услуг ЖКХ на 1 кв.м. составила 24 руб.53 коп., уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги - 68,1%, что ниже установленного стандарта.

На территории Республики Марий Эл тарифы на электроэнергию, теплоэнергию, природный газ утверждает Региональная энергетическая комиссия РМЭ. С 1.01.2004 установлены следующие тарифы:  

  • на электроэнергию для городского населения - 0,88 руб./ кВт. Рост составил 15,7% по сравнению с 2003 годом 
  • тариф на природный газ был увеличен до 15-65 рублей с 1 человека в месяц для городского населения в домах с газовыми плитами, или          на 14,2% по сравнению с 2003 годом. 
  • тариф на теплоэнергию, отпускаемую МУП «Йошкар-олинская ТЭЦ-1», с 1.01.04 установлен в размере 414 рублей за 1 Гкал без учета НДС, или увеличился на 17,9%.

В соответствии с данными повышениями Администрация города вынуждена была пересмотреть тарифы на следующие жилищно-коммунальные услуги:

  • Тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов увеличен с 1.01.04 на 24% и составил 6,70 рублей с 1 человека в месяц.
  • Ставка для населения на холодное водоснабжение и водоотведение увеличилась на 28% и составила 32,6 рублей с 1 человека в месяц.
  • Стоимость центрального отопления для городского населения возросла на 40%, составив 7 рублей за 1 кв. м общей площади. 
  • Ставка оплаты для населения на горячее водоснабжение увеличилась на 70% и составила 68 рублей с 1 человека в месяц. 
  • Тариф на содержание и ремонт лифтов остался прежним – 30 рублей с 1 человека в месяц.

Сравнивая уровень тарифов на ЖКУ для населения в городах-центрах ПФО в 2004 году, отмечаем, что в городе Йошкар-Оле далеко не самые высокие тарифы. Так, квартплата в Йошкар-Оле    наименьшая (2,7 руб.), самая высокая в Перми (8,63 руб.). Плата за холодную воду также наименьшая (32,6 руб.), максимальная – в Ульяновске (112,6 руб.). Горячее водоснабжение дешевле всего в Казани (25,38 руб.), дороже – в Ульяновске – 90 руб. (Йошкар-Ола – 68 руб.). Отопление дешевле в Саранске (4,59 руб.), дороже всего – в Ижевске – 8,11 руб.).

Социальная защита граждан в Йошкар-Оле осуществляется путем предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В 1 полугодии выплачено субсидий на сумму 17,9 млн. руб.

Социальная сфера

Здравоохранение. В 1 полугодии отмечается некоторое улучшение основных показателей деятельности лечебно профилактических учреждений.

Снизились показатели первичной заболеваемости до 117854 случаев (2003 г - 127518 случаев). Снижение произошло по всем возрастным группам. В тоже время отмечается рост общей заболеваемости. В 2004 г зарегистрировано 207840 случаев, за 6месяцев 2003 -204612 случаев.

Соответственно произошло снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности в случаях на 6,3% , в днях: на 15,6 %, средняя длительность одного случая составила 11,6 против 13,3 дней за этот же период прошлого года.

В круглосуточном стационаре пролечилось 22821 больных, что на 333 больше 2003 года, на 0,9 дня увеличилась функция койки и составила 157,6 дня.  

Произошло увеличение числа койко-мест в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений с 261 до 296.

В деятельности амбулаторно – поликлинических учреждений произошло снижение числа посещений на 64778 человек.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений города показал, что в 1 полугодии 2004 года за счет всех источников учреждениями здравоохранения получено финансовых средств 199,5 млн. рублей, что на 32 % больше, чем за аналогичный период 2003 года. Фактические расходы учреждений составили 211,8 млн. рублей. Рост по сравнению с прошлым годом составил в 1,4 раза. Недостаточное финансирование привело к увеличению общей кредиторской задолженности.

Особая напряженность сохраняется по финансированию бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, зубопротезирования.

Кредиторская задолженность учреждений здравоохранения города за счет всех источников (без заработной платы и начислений) на 1 июля 2004 года составила 10,9 млн. рублей. В связи с недостаточным финансированием за 6 месяцев 2004г. произошло увеличение кредиторской задолженности на 1,7 млн. рублей.

Образование. На 1.07.2004 г. в городе функционирует 99 образовательных учреждений, в т.ч. 50 дошкольных учреждений с численностью 8,2 тыс. человек и 34 средние общеобразовательные школы с численностью 28,7 тыс. человек. Успеваемость учащихся в 2003-2004 учебном году составила 99,3 %, а количество медалистов – 181 (на 13 человек больше предыдущего года).

Финансирование отрасли «Образование» год от года увеличивается, однако этих средств недостаточно. Практически прекращен плановый капитальный ремонт образовательных учреждений, финансируются лишь работы по устранению аварийных ситуаций. При плане выполнения ремонтных работ в 2003 году на сумму – 56,7 млн. руб., выделено из бюджета – 6,6 млн. руб.; в 2004 году план – 72,8 млн. руб., выделено – 5,6 млн. руб.

Остро стоит вопрос о питании воспитанников в дошкольных учреждениях; при норме питания на одного ребенка в день – 24-42 руб., фактически за I полугодие 2004 года – 15-04 руб.; из них – 10-00 руб. за счет средств родителей.

Социальная защита населения.

Основные усилия управления социальной защиты населения Администрации города Йошкар-Олы сосредоточены на реализации обязательств федерального и республиканского уровней.

В настоящее время в г. Йошкар-Оле проживает 61,6 тыс. пенсионеров, ветеранов, инвалидов войны и труда.

В учреждениях социальной защиты стоят на учете более 50 тыс. ветеранов и инвалидов, 26,2 тыс. семей имеющих детей до 16 (18) лет, получающих ежемесячное пособие на детей.

В соответствии с законом «О ветеранах» пользуются льготами 81% пенсионеров.

На реализацию Закона «О ветеранах» Закона Республики Марий Эл «О республиканском бюджете РМЭ на 2004 год» выделено 17169 тыс. руб., в том числе на покрытие льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги – 7084 тыс. руб., по здравоохранению – 1205 тыс. руб., по транспорту 8870 тыс. руб., по топливу 10 тыс. руб. При этом за I полугодие 2004 год профинансировано 8585 тыс. руб.

На реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов» выделено 7176 тыс. руб., из них: по здравоохранению 4033 тыс. руб., по транспорту – 3143 тыс. руб., по Федеральному закону «Об основах Федеральной жилищной политики» - 32359 тыс. руб., в том числе на ЖКУ – 32349 тыс.руб, на приобретение топлива – 11 тыс.руб. , при этом профинансировано за I полугодие 2004 года – 19768 тыс. руб.

На 1 июля 2004 года в городе 10,7 тысяч граждан получили ту или иную помощь через учреждения социальной защиты.

Главными задачами до конца 2004 года являются:

  • принятие мер по выполнению основных показателей плана-прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Йошкар-Ола";
  • принятие мер по сокращению доли убыточных предприятий, снижению суммы убытков и кредиторской задолженности во всех отраслях экономики;
  • проведение эффективной тарифной политики;
  • усиление контроля за эффективностью использования муниципальной собственности;
  • рациональное использование бюджетных средств и поиск внебюджетных источников финансирования.

Задача руководителей промышленных предприятий всех форм собственности, совместно с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления:

  • принять меры по техническому перевооружению производства и сертификации выпускаемой продукции;
  • активизировать маркетинго-сбытовую работу, принять меры к обновлению ассортимента выпускаемой продукции, оптимизации затрат и повышению производительности труда;
  • изыскать возможность для увеличения заработной платы работникам;
  • принять исчерпывающие меры для сокращения задолженности по зарплате.

 

Начальник отдела экономики    С.С.Якимович     

Скачать презентацию

Дата изменения: 15.01.2024