Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Информационный портал «Город Йошкар-Ола»

Комментарий первого заместителя мэра города П.В. Плотникова

Комментарий первого заместителя мэра города П.В. Плотникова 17.02.2014

Первый заместитель мэра города Йошкар-Олы П.В. Плотников прокомментировал информацию о возбуждении в отношении него уголовного дела о превышении должностных полномочий по передаче в марте 2009 года в хозяйственное ведение МУП «Город» 355 автомобильных дорог общего пользования протяженностью 229 км:

«Решение о передаче в хозяйственное ведение МУП «Город» автомобильных дорог общего пользования принималось в марте 2009 г. мной как председателем КУМИ г. Йошкар-Олы, на тот момент я не осуществлял полномочий первого заместителя мэра города. Данное решение было принято в пределах компетенции председателя комитета и в соответствии с требованиями действовавшего законодательства и судебной практики, и являлось на тот момент единственно возможным и правильным, обоснованным решением.

Так, согласно Положению о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" полномочия по принятию решения о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление принадлежат КУМИ г. Йошкар-Олы.

Данная мера была вынужденной, поскольку предприятие, которое прежде занималось обслуживанием и содержанием городских дорог, - ОАО «Йошкар-Оладорстрой» - находилось в стадии ликвидации ввиду финансовой несостоятельности.

Улично-дорожная сеть требует постоянного внимания и каждодневной работы по ее содержанию, поскольку от ее состояния зависит безопасность дорожного движения и работа всей инфраструктуры города, предприятий и учреждений. Дороги были переданы не какому-то частному предприятию или аффилированной компании, а городскому предприятию, которое было наделено соответствующими материальными и техническими ресурсами для исполнения данной функции, в связи с чем решение о закреплении дорог в хозяйственное ведение было принято прежде всего, исходя из необходимости обеспечения их сохранности и поддержания в текущем состоянии, которое на тот момент было удручающим и далеко не соответствующим нормативному. Это было время, когда автопарк техники города был изношен на 100 %, когда для уборки снега в зимний период вводилась чрезвычайная ситуация и город обращался за помощью к Правительству Республики, а ремонт дорог производился силами и средствами республиканских предприятий.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Гражданский кодекс РФ не содержат запрета на закрепление автомобильных дорог общего пользования на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием.

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" позволяет создавать государственное или муниципальное предприятие для решения общегородских задач, использования имущества, которое не может быть приватизировано и передано в частные руки. Тогда для чего должны создаваться муниципальные предприятия, если не для решения задач, стоящих перед городом?

Более того, закрепление на праве хозяйственного ведения автомобильных дорог общего пользования не является нарушением конкуренции, и не влечет у лица права на финансирование затрат, связанных с эксплуатацией переданного имущества, поскольку бремя содержания имущества лежит на его владельце.

Что касается финансирования, то, исполняя обязанности заместителя мэра, а с 06.10.2011г., полномочия Первого заместителя мэра, я не обладал какими-либо финансовыми полномочиями в области дорожной деятельности и не давал указания финансовым органам администрации на перечисление денежных средств (субсидий) МУП «Город».

Денежные средства выделялись МУП «Город» по Порядку предоставления субсидий юридическим лицам, оказывающим услуги по благоустройству, на компенсацию расходов по обслуживанию объектов внешнего благоустройства, расположенных на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденному постановлением мэра города Йошкар-Олы от 30.07.2008 N 1918. Документ был принят во исполнение решений Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» о бюджете, которым и определялся размер и порядок финансирования дорожной деятельности. Положение о субсидиях не обуславливает предоставление денежных средств наличием или отсутствием права хозяйственного ведения на имущество, в том числе автомобильные дороги. Согласно указанному порядку, решение о выделении денежных средств тому или иному лицу принимается Финансовым органом администрации, который не подотчетен первому заместителю мэра города. В силу действующего положения и распределения обязанностей я не имел права подписи на финансовых документах администрации города, в связи с чем вывод следственных органов, что я давал указания о перечислении субсидий МУП «Город», не соответствует фактическим обстоятельствам.

Более того, денежные средства, выделенные КУМИ г. Йошкар-Олы на ремонт, капитальный ремонт дорог общего пользования в 2012 году, расходовались по моему указанию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путем проведения открытых аукционов.

В информации, опубликованной прокуратурой Республики Марий Эл указывается, что моими действиями причинен ущерб бюджету города в размере 361 млн. 242 тыс. руб., что составляет общую сумму денежных средств, перечисленных предприятию с апреля 2009 по 2013 год, в среднем порядка 75 млн. в год, 6 млн. в месяц. (25 млн. руб. в 2009 году, 101 млн. руб. в 2010 году, 55 млн. в 2011 году, 80 млн. руб. в 2012 году, 99 млн. руб. в 2013 году).

Прежде всего, все указанные средства были направлены предприятием непосредственно на содержание улично-дорожной сети города, а это 229 км автомобильных дорог, 582 тыс. кв. м тротуаров, 61 тыс. кв. м площадей, 336 остановочных павильонов и посадочных площадок. В ходе неоднократных проверок все той же прокуратуры города каких-либо фактов незаконного либо нецелевого расходования денежных средств на предприятии МУП «Город» не выявлено.

Фактически все денежные средства, полученные предприятием из бюджета, шли на зарплату работникам, численность которых составляет более трехсот человек, так из 361 млн. руб., полученного МУП «Город», 254 млн. руб. ушло на фонд оплаты труда. И даже при таких условиях предприятие изыскивало средства для обновления парка дорожной техники, приобретения инертных материалов, ГСМ. Таким образом, суммы денежных средств, полученных из бюджета города (субсидий), едва хватало на выплату заработной платы работникам, размер которой составлял, в среднем, 9 тыс. руб. в месяц в 2009 году, 10 тыс. руб. - в 2010 году, 12 тыс. руб. - в 2011 году, 14 тыс. руб. - в 2012 году, 16 тыс. руб. - в 2013 году.

О недофинансировании дорожной деятельности мною заявлялось неоднократно, в том числе и при ежегодном обсуждении решений о бюджете.

По моей инициативе в 2012 году разработана и утверждена муниципальная целевая долгосрочная программа «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2013 - 2020 годы», общий объем финансирования которой должен составлять 6,5 млрд. рублей. Согласно программе, для содержания улично-дорожной сети в соответствии с ГОСТами, ежегодно требуется выделение более 300 млн. руб. бюджетных средств. Фактически в бюджете закладывалось в 4 раза меньше. Это связано с тем, что фактически финансирование дорожной деятельности осуществлялось по «остаточному принципу», при этом изначально при формировании бюджета закладывалось 30 - 40 млн. руб., что составляет около 80 тыс. руб. в день! Эта сумма увеличивалась в течение года за счет получения дополнительных доходов, и в первую очередь арендных платежей за землю, администратором по сбору которых является КУМИ г. Йошкар-Олы.

При таких условиях бюджет города не только не пострадал от передачи денежных средств МУП «Город» - все денежные средства до копейки были направлены по прямому назначению: на содержание дорог (по факту - на выплату заработной платы людям, которые ежедневно занимаются очисткой и содержанием дорог), но это позволило даже при отсутствии достаточных денежных средств поддерживать состояние улично-дорожной сети города. За последние три года впервые за многие десятилетия было приобретено более 60 единиц специализированной дорожной техники, в том числе с использованием лизинга.

Что касается вывода прокуратуры о нарушении конкуренции, то ее на данном товарном рынке в городе Йошкар-Ола нет. Так, в 2013 году даже при условии увеличения финансирования дорожной деятельности на 30%-40%, а это составило 120 млн. руб. в год, в открытых торгах на право заключения муниципального контракта по содержанию улично-дорожной сети города не приняло участие ни одно лицо, кроме МУП «Город». Частные эффективные предприятия не хотят работать за те денежные средства, которые закладываются в бюджете.

О ситуации с дорогами в городе, о факте передаче дорог в хозяйственное ведение МУП «Город», о порядке предоставления предприятию субсидий прокуратуре города Йошкар-Олы было известно с момента принятия решения в 2009 года. Об этом свидетельствуют более сотни предписаний, в которых прокуратура города и правоохранительные органы, вынесенные за этот период, требуют от МУП «Город» принять меры по приведению автомобильных дорог общего пользования в нормативное состояние, ссылаясь на законность факта закрепления дорог в хозяйственное ведение предприятия. На законность права хозяйственного ведения предприятия указывают десятки вступивших в законную силу решений Йошкар-Олинского городского суда и Арбитражного суда Республики Марий Эл, сотни возбужденных исполнительных производств, вынесенных по инициативе и непосредственном участи прокуратуры города Йошкар-Ола. (Перечисленные материалы после их обобщения также будут проанализированы и обнародованы).

Все принимаемые администрацией города нормативные акты, проекты решений Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» направляются на правовую экспертизу в прокуратуру города. Представитель прокуратуры города Йошкар-Олы присутствует на каждой сессии Собрания депутатов, в том числе при принятии бюджета. Каких-либо замечаний со стороны прокуратуры города Йошкар-Олы до 2013 года по порядку финансирования содержания дорог, либо по факту закрепления их в хозяйственном ведении предприятия в адрес администрации города не предъявлялось. В 2013 году прокуратурой города в адрес администрации направлено представление с требованием об отмене распоряжения о передаче дорог в хозяйственное ведение. Данное представление прокуратуры не было удовлетворено, однако, вопреки требованиям закона, прокуратурой города решение об отказе не обжаловалось в судебном порядке, распоряжение о передаче дорог не признано судом недействительным. Материалы перенаправлены прокуратурой города в следственные органы и в антимонопольный орган. Решение УФАС по РМЭ от 23.01.2013 года, которым действия по передаче дорог в хозяйственное ведение признаны нарушающими конкуренцию, будет обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, с момента принятия решения о закреплении автомобильных дорог города за МУП «Город» их состояние не ухудшается, а улучшается с каждым годом, правда, не так быстро, как хотелось бы горожанам. Мы уже не вводим чрезвычайные ситуации после снегопадов, не просим республику отремонтировать дороги или убрать город. Во многом - это заслуга коллектива предприятия. И не их вина, что город не в состоянии предусматривать в бюджете все необходимые средства для дорожной деятельности.

За последние годы в содержании дорог стали применяться новые современные технологии, предъявляются требования к гарантийному сроку, постепенно обновляется материально-техническая база предприятия, проводится обучение персонала, ужесточаются требования по весовому контролю, производится ремонт дворовых территорий и их благоустройство. В планах на текущий год - приобретение нового асфальтового завода, приобретение при содействии бизнес-сообщества города специализированной дорожной техники для проведения ямочного ремонта.

Невозможно в одночасье превратить город, состояние дорог которого вернее всего характеризуется как «бездорожье», в город с прекрасными магистральными дорогами без серьезных капитальных финансовых вложений, последовательной планомерной дорожной политики.

На момент принятия решения о передаче дорог городскому предприятию в ситуации полной разрухи в дорожной сфере города, оно было единственно верным. Если это было неправильное или незаконное решение, я готов за него нести ответственность, как и за все решения, которые принимаются мной в рамках предоставленных мне полномочий».


Количество показов: 2655
Дата создания: 17.02.2014 17:12:43
Дата изменения: 17.02.2014 17:57:39

Возврат к списку